Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК УДК 331.1; 377.3
Модель компетенций должности как основа для формирования подсистем управления персоналом в крупной организации
Позолотина Е.И.
Аннотация
В условиях четвертой промышленной революции важным критерием для выбора того или иного подхода в управлении персоналом становится критерий его адаптивности к изменениям, а также наличие потенциала в самом подходе к обеспечению изменений в организации через систему управления персоналом, построенную на его основании. Исследуются тенденции в развитии применения компетентностного подхода на уровне организации. Анализируются два основных подхода к пониманию понятия «компетенции»: американский и европейский. Обосновывается, что европейский подход сосредотачивается на определении стандарта, некого минимума, которого должен достичь сотрудник, а в американском подходе определено, что именно должен делать работник для того, чтобы добиться наивысшей эффективности. Разрабатываются алгоритмы формирования системы управления персоналом на основе модели компетенций должности на примере подсистем: планирование и маркетинг персонала, развитие организационной структуры, управление развитием персонала. Приводятся критерии эффективности системы управления персоналом для целей исследования, методическая основа выбранного подхода. Подтверждается наличие положительной взаимосвязи эффективности системы управления персоналом и способа ее формирования на основе модели компетенций должности и компетентностного подхода как базового. Цель исследования заключалась в расширении применения компетентностного подхода на уровне управления персоналом организации и повышении эффективности системы на этой основе. Гипотеза исследования в том, что применение компетентностного подхода можно распространить на все подсистемы управления персоналом как базового для формирования целостной системы, а системное применение подхода характеризуется наличием взаимосвязи с эффективностью работы системы управления персоналом. Описываются результаты исследования, проведенного путем эксперимента на базе четырех крупных промышленных предприятий.
Ключевые слова
компетентность; управление персоналом; модель компетенций должности; профиль компетенций сотрудника; дефицит и профицит компетентности
Список использованной литературы
1. Аверченко Л.К. Управление персоналом в организации : учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. 203 c.
2. Арсеньев Ю.Н., Бушуев В.Д., Шелобаев С.И. Управление компетенцией персонала на уровне организации и личности // Экономика XXI века: инновации, инвестиции, образование. 2016. Т. 4, № 2. С. 29–33.
3. Баева Е.В. Развитие профессионально ориентированной риторической компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2017. 23 с.
4. Бей А.А., Бавыкина Е.Н. Реализация компетентностного подхода на предприятиях Алтайского края // Human Рrogress. 2018. Т. 4, № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: progress-human.com/images/2018/Tom4_2/Bey.pdf.
5. Быкова Р.А. Развитие компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки в высшей школе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72). С. 158–163.
6. Вахидова Л.В. Дифференциация компетенций: методика разработки дополнительных профессиональных компетенций // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 1. С. 30–33.
7. Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом. Новосибирск: СО РАН, 1996. 117 c.
8. Гантемирова З.Э. Формирование коммуникативной компетентности юриста средствами эффективных форм и технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2017. 23 с.
9. Гашкова Л.В. Управление компетентностью персонала железнодорожных организаций : автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2017. 23 с.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2005. 499 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом : учебник. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 720 с.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
13. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. М.: ИНФРА-М, 2017. 156 с.
14. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 638 с.
15. Костюкова А.П., Костюкова Т.П., Полякова С.В. Управление компетенциями взрослой личности в ходе переподготовки персонала // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kompetentsiyami-vzrosloy-lichnosti-v-hode-perepodgotovki-personala.
16. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
17. Ansar A.S., Ikhfan H. Assessing soft skills of undergraduate students: framework for improving competitiveness, innovation and competence of higher education graduates // Studia Humanitatis. 2018. No. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: st-hum.ru/en/node/643.
18. Biemans H., Nieuwenhuis L., Poell R., Mulder M., Wesselink R. Competence-based VET in the Netherlands: background and pitfalls // Journal of Vocational Education and Training. 2004. Vol. 56, Issue 4. Р. 523–538.
19. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. N.Y.: Wiley, 1982. 308 р.
20. Brachem J-C, Braun Edith M.P. Job-related requirements and competences of educational science graduates // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42, No. 2. P. 166–176.
21. Carroll A., McCrackin J. The Competent Use of Competency Based Strategies for Selecting and Development // Performance Improvement Quarterly. 1998. Vol. 11, Issue 3. P. 45–63.
22. Guion R.M. Personnel assessment, selection and placement // Handbook of industrial and organizational psychology / еd. by M.D. Dunnette, L.M. Hough. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1991. 335 p.
23. Mollaret P., Miraucourt D. Is job performance independent from career success? A conceptual distinction between competence and agency // Scandinavian Journal of Psychology. 2016. Vol. 57, No. 6. P. 607–617.
24. Позолотина Е.И. Применимость компетентностного подхода в различных концепциях управления персоналом // Human Progress. 2017. Т. 3, № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: progress-human.com/images/2017/tom3_11/Pozolotina.pdf.
Информация об авторах
Позолотина Елена Ивановна – директор корпоративного университета ТМК2U ПАО «Трубная металлургическая компания», соискатель кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург, Россия (620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62); e-mail: PozolotinaEI@sinara-group.com
Для цитирования
Позолотина Е.И. Модель компетенций должности как основа для формирования подсистем управления персоналом в крупной организации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18, № 1. С. 144-158. DOI: 10.15826/vestnik.2019.18.1.008.
Информация о статье
дата поступления 21 ноября 2018 г.; дата принятия к печати 26 декабря 2018 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2019.19.1.008
Скачать полный текст статьи:
~608 кБ, *.pdf
(Размещен
01.03.2019)
Создано / Изменено: 23 сентября 2021 / 23 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte