Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК УДК 332.1
Эффекты социальных медиа в цифровой экономике
Попов Е.В., Симонова В.Л., Комарова О.В.
Аннотация
Целью настоящего исследования является систематизация экономических эффектов использования социальных медиа в условиях формирования цифрового общества. В качестве объекта исследования были определены социальные медиа, предметом исследования выступили экономические отношения, формирующиеся в цифровой экономике при использовании социальных медиа. Для анализа теоретико-методологических подходов к анализу социальных медиа в системе экономических отношений мы использовали контент-анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе, логический и сравнительный анализы. Дано определение социальных медиа как платформ для информационных коммуникаций, направленных на создание социальных сетей различного содержания. Проанализированы отдельные направления использования социальных медиа в экономических отношениях. Представлена авторская типология социальных медиа, в которой выделены глобальные и национальные социальные сети (Facebook, LinkedIn, Однокласники, ВКонтакте, Qzone, Mixi, Copains d’avant), сайты обмена творчеством (YouTube, Instagram, Douban, Flickr), сайты совместного пользования (Wikipedia), мессенджеры (Skype, WhatsApp, WeChat, Telegram), блог-платформы и микроблоги (Twitter, LiveJournal, Sina Weibo, Ameba, Plurk). Выделены экономические эффекты использования социальных медиа. Определены как положительные, так и отрицательные воздействия на субъекты экономических отношений. Так, на миниэкономическом уровне использование социальных медиа снижает операционные издержки фирмы, а, с другой стороны, требует дополнительных финансовых и кадровых ресурсов для создания внутрифирменной корпоративной сети. На микроэкономическом уровне использование социальных медиа расширяет рынки сбыта продукции, с другой стороны – усиливается конкуренция между фирмами. Формирование сетей на мезоэкономическом уровне является положительным эффектом, но при этом происходит изменение отраслевых пропорций в экономике в сторону преобладания сферы услуг. И, наконец, на макроэкономическом уровне использование социальных медиа стимулирует развитие внутреннего рынка, но также возрастают издержки контроля и поддержания экономических институтов. Определено, что адекватным инструментарием анализа социальных медиа с позиций институциональной экономической теории выступает авторская концепция эконотроники.
Ключевые слова
экономические эффекты; социальные медиа; социальные сети; сайты; мессенджеры; блог-платформы; микроблоги; миниэкономика; микроэкономика; макроэкономика; экономические институты
Список использованной литературы
1. Будко А.С., Родин А.В. Межсекторное взаимодействие в условиях цифровизации экономики региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Том 1, № 7(33). С. 58–62.
2. Михайлов И.Ф. К гиперсетевой теории сознания // Вопросы философии. 2015. № 11. С. 87–98.
3. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество: Аналитическое исследование // Мир России. 2000. № 1. С. 23–51.
4. Danah M., Boyd N.B. Ellison Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2008. Vol. 13, Issue 1. Р. 210–230.
5. Петухов К.А. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в социальных сетях, как форма социально ответственного поведения компаний // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 2 (18). С. 133–141.
6. Lak B., Rezaeenour J. Maturity Assessment Of Social Customer Knowledge Management (SCKM) Using Fuzzy Expert System // Journal of Business Economics and Management. 2018. Vol. 19, Issue 1. Р. 192–212.
7. Докторович А.Б., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России // Пространство и время. 2013. № 3 (13). С. 103–112.
8. Архангельская А.С., Архангельская И.Б. Социальные сети как площадка для бизнес-коммуникаций // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 186–189.
9. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. 2010. Vol. 53, Issue 1. Р. 59–68.
10. Murthy D. Introduction: Special Issue on Collaboration, Organisations and Social Media // International Journal of Organisational Design and Engineering. 2013. Vol. 3, Issue 2. Р. 115–120.
11. Power D.J., Phillips-Wren G. Impact of Social Media and Web 2.0 on Decision-Making // Journal of Decision Systems. 2011. Vol. 20, Issue 3. Р. 249–261.
12. Дукин Р.А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2015. № 4. С. 122–126.
13. Назаренко А.Н. Понятие «медиа» в междисциплинарных исследованиях коммуникаций // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36) С. 68–73.
14. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 283–296.
15. Oeij P., Dhondt S., Solley S., Hill-Dixon A. Social Innovation in Western-Europe: Networks and Programmes as Drivers // Atlas of Social Innovation – New Practices for a Better Future / Edited by J. Howaldt, C. Kaletka, A. Schröder, M. Zirngiebl. Dortmund: Sozialforschungsstelle, TU Dortmund, 2018. Р. 96–98.
16. Драгунова И.В. Социальные медиа как коммуникационный канал интернет-маркетинга: дефиниция и эволюция развития // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. Том 1, № 1. С. 1–9.
17. Парфенчик А.А. Использование социальных сетей в государственном управлении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 186–195.
18. Проскуряков М.Р. Дискурс социальных медиа как сфера государственной коммуникации // Управленческое консультирование. 2014. № 5. С. 19–24.
19. Lechman E. Networks Externalities as Social Phenomenon in the Process ICT Diffusion // Economics and Sociology. 2018. Vol. 11, No. 1. Р. 22–43.
20. Colliander J., Dahlén M. Following the Fashionable Friend: The Power of Social Media Weighing Publicity Effectiveness of Blogs versus Online Magazines // Journal of Advertising Research. 2011. Vol. 51, No. 1. Р. 313–320.
21. Drury G. Opinion piece: Social media: Should marketers engage and how can it be done effectively? // Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 2008. Vol. 9, Issue 3. Р. 274–277.
22. Трачук А.В., Линдер Н.В., Убейко Н.В. Формирование динамических бизнес-моделей компаниями электронной коммерции // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 61–74.
23. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996–2010) / пер. с англ. под науч. ред. А. Ю. Чепуренко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 526 с.
24. Polzin F., Toxopeus H., Stam E. The wisdom of the crowd in funding: information heterogeneity and social networks of crowdfunders // Small Business Economics. 2018. Vol. 50, Issue 2. Р. 251–273.
25. Grilli L., Mrkajic B., Latifi G. Venture capital in Europe: social capital, formal institutions and mediation effects // Small Business Economics. 2018. Vol. 51, Issue 2. Р. 393–410.
26. Ooms W., Werker C., Caniëls M. Personal and social proximity empowering collaborations: the glue of knowledge networks // Industry and Innovation. 2018. Vol. 25, Issue 9. Р. 833–840.
27. Vermeulen B., Pyka A. The Role of Network Topology and the Spatial Distribution and Structure of Knowledge in Regional Innovation Policy: A Calibrated Agent-Based Model Study // Computational Economics. 2018. Vol. 52, Issue 3. Р. 773–808.
28. Беслер М.Г. Комбинация социальных и массовых медиа ресурсов с целью повышения доверия получателей информации // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 152–157.
29. Popov E.V. Minieconomics as a Separate Part of Microeconomics // Atlantic Economic Journal. 2005. Vol. 32, Issue 3. Р. 133–134.
30. Gouldner A.W. Dialectics of Ideology and Technology. New York: The Free Press, 1976. 415 p.
31. Попов Е.В. Эконотроника // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 1. С. 13–28.
32. Попов Е.В., Семячков К.А., Файрузова Д.Ю. Социотехнологические драйверы развития цифровой экономики // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18, № 1. С. 8–26.
Информация об авторах
Попов Евгений Васильевич – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономической теории Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Россия (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29); e-mail: epopov@mail.ru.
Симонова Виктория Львовна – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономической теории Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Россия (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29); доцент кафедры политической экономии Уральского государственного экономического университета (620144, Екатеринбург, ул. 8 марта, 62); e-mail: vlsimonova1409@gmail.com.
Комарова Оксана Викторовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург, Россия (620144, Екатеринбург, ул. 8 марта, 62); старший научный сотрудник Центра экономической теории Института экономики Уральского отделения РАН (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29); e-mail: okkomarova@yandex.ru.
Для цитирования
Попов Е.В., Симонова В.Л., Комарова О.В. Эффекты социальных медиа в цифровой экономике // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18, № 2. С. 168-185. DOI: 10.15826/vestnik.2019.18.2.009.
Информация о статье
дата поступления 20 марта 2019 г.; дата принятия к печати 9 апреля 2019 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2019.18.2.009
Скачать полный текст статьи:
~446 кБ, *.pdf
(Размещен
13.05.2019)
Создано / Изменено: 23 сентября 2021 / 23 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte