Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
Глобальные образовательные тренды: вызовы для России
Гурбан И. А.
Аннотация
Повышение эффективности системы профессионального образования в России представляет собой один из важнейших факторов развития экономики страны. В настоящее время является общепризнанным факт формирования международного рынка труда как следствия интенсификации глобализационных процессов, которые оказывают значительное влияние на закономерности развития национальных образовательных систем. Статья освещает глобальные образовательные тренды, при этом основное внимание уделено анализу изменений, происходящих со стороны запроса на рабочую силу в мире и России в обозримой перспективе. Целью исследования является описание трансформации взглядов на актуальность получаемых специальностей и полноту приобретаемых в рамках обучения им профессиональных компетенций, а также анализ структурных изменений в сфере профессионального образования страны, начиная с 1990 г. по настоящее время. В работе использованы методы сравнительного и статистического анализа. В статье представлено содержание Карты профессиональных навыков будущего (Институт будущего, Пало Альто, США), включая описание изменяющих привычную для трудовых ресурсов среду тенденций и ключевые навыки, которыми должны обладать успешные в будущем кадры. Приведен обзор «Атласа новых профессий» (проект Global Education Future), включающий описание перспективных профессий в сфере образования. В исследовании отмечается, что объективным критерием результативности отечественной системы образования необходимо считать роль страны в международном разделении труда, поэтому приведены данные по динамике позиций России в глобальных рейтингах конкурентоспособности, инновационного развития, индекса человеческого развития; сравнительные данные по уровню инновационной активности российских компаний и экспорту технологий. Приведен анализ диспропорций структуры выпуска специалистов отечественными учебными заведениями по уровням профессионального образования, а также в разрезе получаемых специальностей за период 1990–2013 гг. Выявлены ключевые проблемы профессионального образования в России: слабая ориентированность на актуальные потребности национальной экономики и глобальные изменения рынка труда, снижение качества подготовки и количества специалистов рабочих специальностей, низкий уровень мобильности образовательных программ.
<object classid="clsid:38481807-CA0E-42D2-BF39-B33AF135CC4D" id="ieooui"></object>
Ключевые слова
Ключевые слова: глобализация, профессиональное образование, глобальные тренды, тенденции, профессии, профессиональные навыки, компетенции, выпуск специалистов, уровни образования
Информация об авторах
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2015.14.5.044
Скачать полный текст статьи:
~738 кБ, *.pdf
(Размещен
03.12.2015)
Создано / Изменено: 23 сентября 2021 / 23 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte