Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК УДК 339.138, 004.738.5
Влияние электронной коммерции на социальную ответственность малого и среднего бизнеса в мировой экономике
Лопаткова Я.А., Беляева Ж.С.
Аннотация
Компании малого и среднего бизнеса активно внедряют доступные им инструменты цифровизации в повседневную деятельность, но до сих пор малоизученными являются аспекты влияния фактора электронной коммерции на социальную ответственность бизнеса и эффективность интеграции этих двух стратегий на разных рынках. В то же время возникают новые аспекты реализации социальной ответственности и этики бизнеса в рамках электронной коммерции. Целью данной работы является выявление и сравнительный анализ характера взаимосвязи стратегий социальной ответственности и интернет-технологий, используемых малым и средним бизнесом в странах Западной и Восточной Европы. Основная гипотеза и мотивация представленного исследования заключается в тестировании положительных эффектов от интеграции стратегии цифровизации и социализации в развитии малого и среднего бизнеса в странах с разным уровнем экономического развития. В статье предпринята попытка систематизации основных категорий электронного бизнеса, проанализирована динамика его развития и интеграции в малый и средний бизнес в западных и восточных странах Европы. Предпринята попытка оценить зависимость интеграции интернет-технологий торговли компаниями малого и среднего бизнеса как фактор, влияющий на применение социально-ответственной стратегии. Эмпирическая часть исследования проведена на полученных в ходе проектных интервью данных 750 компаний из России, Польши, Хорватии, Испании, Германии и Великобритании. С помощью пробит-модели обнаружена и интерпретирована взаимосвязь социальной ответственности и электронной коммерции. Результаты исследования обеспечивают эмпирическую основу для дальнейшей систематизации эффектов социальной ответственности в рамках развития электронной коммерции. Эмпирическое исследование, проведенное в шести странах с разным экономическим уровнем развития, доказало положительное влияние использования Сети как канала для продаж на применение социально ответственной стратегии малым и средним бизнесом. Практическая значимость проведенного исследования заключается в развитии подхода к систематизации эффектов социальной ответственности в рамках развития электронной коммерции.
Ключевые слова
электронный бизнес; электронная коммерция; умные бизнес-модели; малое и среднее предпринимательство; социальная ответственность бизнеса
Список использованной литературы
1. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3. C. 106–114.
2. Воронов В.И., Лазарев В.А., Шульга А.Ю. Электронная коммерция и экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: abc.vvsu.ru/Books/m_elkom/default.asp (дата обращения: 25.08.2018).
3. Дёмина А.В. Электронный бизнес : учебное пособие. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. 176 с.
4. Интернет-торговля в России. Итоги 1 квартала 2016 // Ассоциация компаний Интернет-торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.akit.ru/wp-content/uploads/2016/05/E-commerce_1Q2016-FINAL.pdf (дата обращения: 17.07.2018).
5. Лопаткова Я.А, Беляева Ж.С. Восприятие социальной ответственности малого бизнеса в Свердловской области // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Том 15, № 1. С. 46–61.
6. Патов А. Социальная коммерция: 7 видов, о которых следует знать [Электронный ресурс]. Режим доступа: rusability.ru/internet-marketing/sotsialnaya-kommertsiya-7-vidov-o-kotoryih-sleduet-znat/ (дата обращения: 25.08.2018).
7. Перова А.Е., Носов А.Н. Оценка развития электронной коммерции в международной торговле (на примере США, стран ЕС и России) // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5 (47). С. 140–144.
8. Сидорова О.В. Электронный бизнес в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 51–54.
9. Amit R., Zott Ch. Value creation in e-business // Strategic Management Journal. 2001. Vol. 22. P. 493–520.
10. Balaraman P., Kosalram K. E-Commerce Evaluation and E Business Trends // International Journal of Information Engineering and Electronic Business. 2012. Vol. 5. P. 9–16.
11. Belyaeva Z. Business Environment Challenges and Trends for Contemporary SMEs in Europe // The Sustainable Marketing Concept in European SMEs / Edited by E. Rudawska. Emerald Publishing Limited, 2018. P. 13–28.
12. Cortado Fr.-J., Chalmeta R., Collins G.N. Use of social networks as a CSR communication tool // Cogent Business & Management. 2016. Vol. 3, Issue 1. P. 1–18.
13. Dobreva K. Global e-commerce trends and statistics (2017–2018) // AmastyBlog. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: amasty.com/blog/.
14. E-commerce Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/E-commerce_statistics.
15. Evans D., Swartz D., Martin-Keating B. The Failure of E-Commerce Businesses: A Surprise or Not? // European Business Organization Law Review. 2002. Vol. 3, Issue 1. P. 1–26.
16. Gassman O., Frankenberger K., Csik M. The Business Model Navigator: 55 Models That Will Revolutionise Your Business. Pearson, 2015. 505 р.
17. Gilliam С. How Corporate Social Responsibility (CSR) Can Be a Part of Any Modern eCommerce Business Plan. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tradegecko.com/blog/how-corporate-social-responsibility-csr-can-play-a-role-in-any-modern-ecommerce-businesses.
18. Global Consumers are Willing to Put Their Money Where Their Heart is When It Comes to Goods and Services from Companies Committed to Social Responsibility. 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nielsen.com/us/en/press-room/2014/global-consumers-are-willing-to-put-their-money-where-their-heart-is.html.
19. Hayes J., Finnegan P. Assessing of Potential of e-Business Models: Towards a Framework for Assisting Decision-Makers // European Journal of Operations Research. 2005. Vol. 160. P. 365–379.
20. Ibarra L., Partida A., Aguilar D. Electronic Commerce as a Business Strategy: Impact in Consumption Habits in Hermosillo, Sonora's Inhabitants // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 175. P. 275–282.
21. Krätzig S., Warren-Kretzschmar B. Using Interactive Web Tools in Environmental Planning to Improve Communication about Sustainable Development // Sustainability. 2014. Vol. 6, Issue 1. P. 236–250.
22. Li C.-Y., Ku Y.-C. The power of a thumbs-up: Will e-commerce switch to social commerce? // Information & Management. 2018. Vol. 55, Issue 3. P. 340–357.
23. Lopatkova Y., Belyaeva Zh., Kislyak N., Rudawska E. A choice of socially responsible instruments: SME study in 6 countries // The 10th Annual Euromed Academy of Business (EMAB) Conference Global and National Business Theories and Practice: Bridging the Past with the Future. Euromed Academy of Business, 2017. P. 1948–1951.
24. Maric T., Nikoliс I., Maric R., Dzeletovic M. Social Responsibility in E-Commerce: Reflection on Customer’s Satisfaction and Loyalty in Internet Promotion of Tourist Services // Industrija. 2015. Vol. 43, Issue 2. P. 73–88.
25. Online-to-Offline [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.investopedia.com/terms/o/onlinetooffline-commerce.asp.
26. Orendorff A. Global Ecommerce: Statistics and International Growth Trends. 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.shopify.com/enterprise/global-eCommerce-statistics.
27. Rahayu R., Day J. Determinant Factors of E-commerce Adoption by SMEs in Developing Country: Evidence from Indonesia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 195. P. 142–150.
28. Savrul M., Incekara A., Sener S. The Potential of E-commerce for SMEs in a Globalizing Business Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 150. P. 35–45.
29. Shemi A.P. Factors Affecting E-commerce Adoption in Small and Medium Enterprises: An Interpretive Study of Botswana. Submitted in Partial Fulfilment of the Requirements of the Degree of Doctor of Philosophy. UK: University of Salford Salford Business School, 2012. 303 p.
Информация об авторах
Лопаткова Яна Алексеевна – аспирант кафедры международной экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: iana.lopatkova@urfu.ru.
Беляева Жанна Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: zh.s.belyaeva@urfu.ru.
Для цитирования
Лопаткова Я.А., Беляева Ж.С. Влияние электронной коммерции на социальную ответственность малого и среднего бизнеса в мировой экономике // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18, № 1. С. 48-68. DOI: 10.15826/vestnik.2019.18.1.003.
Информация о статье
дата поступления 9 ноября 2018 г.; дата принятия к печати 1 февраля 2019 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2019.19.1.003
Скачать полный текст статьи:
~750 кБ, *.pdf
(Размещен
01.03.2019)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte