Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК УДК 502.15 (470.5)
Внедрение наилучших доступных технологий на транспорте как фактор повышения эколого-экономической безопасности
Белик И.С., Аликберова Т.Т., Магарил Е.Р.
Аннотация
Все субъекты хозяйственной деятельности современного поколения стремятся к устойчивому развитию, которое предполагает разумную сбалансированность в таких сферах их деятельности, как социальная, экологическая и экономическая. В статье применение наилучших доступных технологий рассматривается в качестве важнейшего инструмента решения этой задачи. В условиях предстоящего перехода нормативно-правовой базы на принципы природоохранного нормирования с учетом наилучших доступных технологий актуальными становятся вопросы, связанные с анализом текущего состояния и перспектив внедрения таких технологий в транспортном секторе экономики, а также сокращения эколого-экономических рисков. В статье анализируется опыт зарубежных стран по внедрению наилучших доступных технологий в транспортной инфраструктуре, возможности и особенности его применения в транспортном секторе России. Конечной целью исследования авторов является оценка потенциала формирования нового экологически безопасного транспортного сектора в России, и на начальном этапе важной задачей становится анализ готовности организационных и институциональных структур к внедрению наилучших доступных технологий. В этой связи в статье анализируются преимущества развития транспорта в России на основе внедрения наилучших доступных технологий и рассматривается опыт модернизации транспортной инфраструктуры после внедрения наилучших доступных технологий в развитых странах. В статье также рассмотрены наиболее важные аспекты развития транспортной отрасли в Российской Федерации и потенциальные угрозы, связанные с технологической модернизацией, реализуемой без учета фактора наилучших доступных технологий. Аналитические исследования мирового опыта внедрения наилучших доступных технологий позволяют сделать выводы о том, что для России применение наилучших доступных технологий в транспортном секторе позволит достичь значимых эффектов, в том числе осуществить технологическую модернизацию отрасли на основе экологического императива, а также повысить уровень эколого-экономической безопасности и улучшить состояние окружающей среды. Для России развитие транспортной системы без структурных изменений, связанных с технологической модернизацией отрасли, приведет к нарастанию негативных экологических последствий непрерывной ускоренной автомобилизации и к снижению конкурентоспособности отечественных автопроизводителей на мировом рынке автомобильной техники.
Ключевые слова
наилучшая доступная технология; транспортный сектор; оценка эффективности внедрения; эколого-экономическая безопасность; инвестиции в наилучшие доступные технологии.
Список использованной литературы
1. Экологический менеджмент / под ред. Н.В. Пахомова, А. Эндррес, К.К. Рихтер. СПб.: Питер, 2017. 544 с.
2. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики / под ред. Р. Талер. М.: ООО «Издательство «Э», 2018. 368 с.
3. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье / под ред. Р. Талер, Санстейн К. Nudge. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с.
4. Капелюшников Р.И. Экономические очерки: методология, институты, человеческий капитал. М.: ВШЭ, 2016. 574 с.
5. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. М.: Маргинем Пресс, 2018. 144 с.
6. Василенок В.Л., Кочерягова Т.С. Наилучшие доступные технологии в управлении экологическими рисками в целях обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности : учеб. пособие. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2015. 276 с.
7. Щербак А.Н. Как происходит изначальный выбор институтов? Критика концепции «случайности развития» и структурный подход // Общественная наука и современность. 2019. № 1. С. 3–11.
8. Голованова Л.А., Данильчук М.А. Зарубежный опыт реформирования транспортной инфраструктуры территорий // Вестник ТОГУ. 2018. № 3. С. 17–25.
9. Голованова Л.А., Данильчук М.А. Формирование стратегии конкурентных преимуществ на рынке транспортных услуг: теория вопроса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 1 (40). С. 83–92.
10. Романова О.А., Стариков Е.Н. Реализация транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года // Экономика региона. 2017. № 5. С. 322–333.
11. Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция в развитии транспортной инфраструктуры (опыт внедрения НДТ в странах ЕС) // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 2. С. 153–178.
12. Hochfeld C., Kabel C. Sustainable Industrial Policy for Europe: Governing the Green Industrial Revolution. Green European Foundation, 2010. Р. 753–766.
13. Шмаль А.Г. Факторы экологической безопасности и экологические риски // Наука и практика. 2016. № 3. С. 22–34.
14. Granados M.F. How the electric car became the future of transportation // Bussiness Insider. January 2017. P. 433–442.
15. Акбердина В.В., Смирнова О.П. Экономическая безопасность региона: оценка и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 3 С. 15–22.
Информация об авторах
Белик Ирина Степановна – доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности производственных комплексов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: irinabelik2010@mail.ru.
Аликберова Тамила Тагировна – аспирант Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: tamila.alikberova@mail.ru.
Магарил Елена Роменовна – доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики природопользования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: magaril67@mail.ru.
Для цитирования
Белик И.С., Аликберова Т.Т., Магарил Е.Р. Внедрение наилучших доступных технологий на транспорте как фактор повышения эколого-экономической безопасности // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18, № 5. С. 744-757. DOI: 10.15826/vestnik.2019.18.5.036.
Информация о статье
дата поступления 4 октября 2019 г.; дата принятия к печати 25 октября 2019 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2019.18.5.036
Скачать полный текст статьи:
~988 кБ, *.pdf
(Размещен
06.11.2019)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte