Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 334.02
Факторы успешного краудфандингового финансирования (на примере российской платформы Boomstarter)
Т.Б. Замбалаева
Национальный исследовательский Томский государственный университет г. Томск, Россия
Аннотация
В работе проведено исследование факторов успешного краудфандингового финансирования на примере российской платформы Boomstarter. Технология краудфандинг представляет собой процесс финансирования разнообразных проектов, позволяющий автору запрашивать финансовую помощь от большого числа людей взамен на вознаграждение. Благодаря технологии предприниматели могут запускать кампании не только на локальных, но и международных платформах. Вследствие этого формируется сообщество вокруг цифровых платформ, которое предоставляет доступ к большому числу партнеров и пользователей. Гипотеза исследования заключается в том, что социально-информационные факторы способствуют достижению финансовой цели для краудфандинговой кампании. Данное исследование проводится на платформе Boomstarter в категориях технологии, оборудование, программное обеспечение, книги и игры. Эмпирическая база данных состоит из 100 проектов, размещенных на платформе в период с 2013 по 2019 г. Для каждого из проектов были собраны различные характеристики, от финансово-экономических (финансовая цель, количество лотов с вознаграждениями, количество спонсоров, сумма собранных средств) до характеристик, описывающих оформление проекта. Среди них наличие видеоролика и изображений, наличие ссылок на социальные сети. Основным метод анализа выступает эконометрический анализ в программе RStudio. Полученные результаты указывают на четыре фактора, которые способствуют активному сбору денежных средств. А именно заявленная сумма, социально-экономические факторы, такие как количество новостей, опубликованных авторам, наличие комментариев, оставленных спонсорами, и количество репостов в социальных сетях. Важно отметить, полученные характеристики являются единственными собранными факторами, которые могут быть получены только в конце процесса сбора денежных средств. Результаты исследования имеют все шансы предоставлять рекомендации авторам проектов на стадии краудфандинговой кампании. Таким образом, технология краудфандинг является перспективным и важным инструментом финансирования проектов.
Ключевые слова
цифровые платформы; цифровая экономика; краудфандинг; краудфандинговые платформы; финансирование; инновационные проекты; Boomstarter; RStudio
JEL classification
O31, L86Список использованной литературы
1. Kuppuswamy V., Bayus B.L. Crowdfunding creative ideas: the dynamics of project backers // The Economics of Crowdfunding / Edited by D. Cumming, L. Hornuf L. Palgrave Macmillan, Basingstoke, 2018. Pр. 151 –182.
2. Zvilichovsky D., Inbar Y., Barzilay O. Playing Both Sides of the Market: Success and Reciprocity on Crowdfunding Platforms // Journal of Economics & Management Strategy. 2015. Pр. 1–45. DOI: 10.2139/ssrn.2304101.
3. Chia-Ling C., Yen-Sheng L., Han Kun T. Does Venture Capital Affect Sponsors Decision? Evidence from Reward-Based Crowdfunding // Proceedings 29th Annual Conference on Financial Economics & Accounting 2018, 2019 Financial Markets & Corporate Governance Conference. 2019. Pр. 110–115. DOI: 10.2139/ssrn.3318863.
4. Koch J.A., Siering M. Crowdfunding Success Factors: The Characteristics of Successfully Funded Projects on Crowdfunding Platforms // Proceedings of the 23rd European Conference on Information Systems. ECIS. 2015. Paper 106. DOI: 10.18151/7217393.
5. Cumming D.J., Johan S.A., Zhang Y. The role of due diligence in crowd funding platforms // Journal of Banking and Finance. 2019. Vol. 108, Issue C. Pр. 1–50. DOI: 10.1016 / j.jbankfin.2019.105661.
6. Xie K., Liu Z., Chen L. Success factors and complex dynamics of crowdfunding: An empirical research on Taobao platform in China // Electron Markets. 2019. Vol. 29, No. 2. Pр. 187–199. DOI: 10.1007/s12525-018-0305-6.
7. Hoegen A., Steininger D.M., Veit D. How do investors decide? An interdisciplinary review of decision-making in crowdfunding // Electron Markets. 2018. Vol. 28, No. 3. Pр. 339–365. DOI: 10.1007/s12525-017-0269-y.
8. Simons A., Kaiser L.F., Brocke J. Enterprise Crowdfunding: Foundations, Applications, and Research Findings // Business & Information Systems Engineering. 2019. Vol. 61, No. 1. Pр. 113–121. DOI: 0.1007/s12599-018-0568-7.
9. Cho M., Lemon L.L., Levenshus A.B. Current students as university donors?: determinants in college students intentions to donate and share information about university crowdfunding efforts // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2019. Vol. 16, No. 1. Pр. 23–41. DOI: 10.1007/s12208-018-00217-9.
10. Efrat K., Gilboa S. Relationship approach to crowdfunding: how creators and supporters interaction enhances projects success // Electron Markets. 2019. Pр. 1–13. DOI: 10.1007/s12525-019-00391-6.
11. Eldridge D., Nisar T.M., Torchia M. What impact does equity crowdfunding have on SME innovation and growth? An empirical study // Small Business Economics. 2019. Vol. 0. Pр. 1–16. DOI: 10.1007/s11187-019-00210-4.
12. Liu L., Suh A., Wagner C. Empathy or perceived credibility? An empirical study on individual donation behavior in charitable crowdfunding // Internet Research. 2018. Vol. 28, No. 3. Pр. 623–651. DOI: 10.1108/IntR-06-2017-0240.
13. Steigenberger N. Why supporters contribute to reward-based crowdfunding // International Journal of Entperreneurial Behavior & Research. 2017. Vol. 23, No. 2. Pр. 336–356. DOI: 10.1108/IJEBR-04-2016-0117.
14. Koch J., Siering M. The recipe of successful crowdfunding campaigns // Electron Markets. 2019. Vol. 29, No. 4. Pр. 661–679. DOI: 10.1007/s12525-019-00357-8.
15. Dai H., Zhang D. Prosocial Goal Pursuit in Crowdfunding: Evidence from Kickstarter // Journal of Marketing Research. 2019. Vol. 56, No. 3. Pр. 498–517. DOI: 10.1177/0022243718821697.
16. Dibrova А. Understanding the essence of alternative finance: theoretical aspects // New Challenges of Economic and Business Development. 2017. Vol. 5, No. 18. Pр. 133–142.
17. Laurell C., Sandström C., Suseno Y. Assessing the interplay between crowdfunding and sustainability in social media // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 141, No. 4. Pр. 117–127. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.07.015.
18. Hartmann F., Grottolo G., Wang X., Lunesu M.I. Alternative Fundraising: Success Factors for Blockchain-Based vs. Conventional Crowdfunding // International Workshop on Blockchain Oriented Software Engineering. IEEE, 2019. Рр. 38–43. DOI: 10.1109/IWBOSE.2019.8666515.
19. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. № 4 (42). С. 17–28. DOI:10.17323/1998-0663.2017.4.17.28.
20. Будович Ю.И. Краудфандинг в зеркале нефинансовой экономики // Бизнес. Образование. Право. 2019. T. 46, № 1. С. 40–46. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.46.141.
21. Долженко Р.А. Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. № 4. С. 76–84.
22. Масленников М.И. Технологические инновации и их влияние на экономику // Экономика региона. 2017. Т. 13, № 4. С. 1221–1235. DOI: 10.17059/2017-4-20.
23. Некрасова Т.П., Шумейко Е.В. Экономическая оценка краудфандинга как метода привлечения инвестиций // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 114–124. DOI: 10.18721.
24. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. 2018. № 5. С. 22–29.
25. Попов Е.В., Герцегова Е.А., Семячков К.А. Инновации в институциональном моделировании долевой экономики // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10, № 2. С. 25-42. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.026-043.
26. Рукавишников С.В. Краудфандинг в системе предпринимательства, его виды и используемые технологии // Вестник государственного университета управления. 2017. № 2. С. 189–194.
27. Рукавишников С. В. Покаместов И. Е. Место краудфандинговых сделок на финансовых рынках в зарубежных правовых системах // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2. С. 1177–1185.
28. Ревенко Н. С. Новые контуры цифровизации за рубежом и в России: экономика совместного потребления // Экономика и управление. 2018. № 2. С. 103–110. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-103-110.
29. Чепуренко А. Инновационное предпринимательство в странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы // Innovation Entrepreneurship in Transition Economies: Problems and Outlook. Foresight and STI Governance. 2017. Т. 11, № 3. С. 6–9. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.6.9.
30. Юдина Т.Н. Цифровой сегмент реальной экономики: цифровая экономика в контексте аналоговой // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 2. С. 7–18. DOI: 10.18721/JE.12201.
Информация об авторах
Замбалаева Туяна Баировна
Аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, г. Томск, Россия (634050, г. Томск, пр. Ленина, 36); ORCID 0000-0002-4451-1000; e-mail: zambalayeva@mail.ru.
Для цитирования
Замбалаева Т.Б. Факторы успешного краудфандингового финансирования (на примере российской платформы Boomstarter) // Journal of Applied Economic Research. 2020. Т. 19, № 3. С. 398--412. DOI: 10.15826/vestnik.2020.19.3.019.
Информация о статье
Дата поступления 14 августа 2020 г.; дата поступления после рецензирования 25 августа 2020 г.; дата принятия к печати 1 сентября 2020 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.3.019
Скачать полный текст статьи:
~1 МБ, *.pdf
(Размещен
05.10.2020)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte