Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 330.113, 338.53
Взаимосвязь уровня развития транспортной инфраструктуры и процессов ценообразования
М.В. Сергеева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, г. Москва, Россия
Аннотация
Данное исследование предполагает наличие двусторонней связи между уровнем развития транспортной инфраструктуры и ценообразованием. Автор считает, что рассматриваемая связь имеет место не только на уровне микроэкономических процессов, но и на макроэкономическом уровне. Таким образом, статья нацелена на исследование двусторонней разнонаправленной связи между транспортной инфраструктурой и фактором ценообразования. В качестве основных гипотез рассматриваются следующие: микро- и макроэкономический эффекты различны по направлению оказываемого воздействия; микроэкономический эффект характеризуется отрицательным влиянием развития транспортной инфраструктуры на фактор ценообразования; макроэкономический эффект отличается положительным воздействием ценообразования на транспортную инфраструктуру. Предполагается, что если влияние транспортной инфраструктуры на ценообразование описывается отрицательным вектором, то обратное влияние – ценообразования на уровень развития транспортной инфраструктуры – будет отличаться положительными значениями. На 118 странах мира различного экономического, социального и политического устройства был проведен регрессионный анализ с использованием модели с фиксированными эффектами по панельным данным за 2009–2018 гг. Результаты проведенного исследования доказывают наличие двусторонней связи между уровнем развития транспортной инфраструктуры и ценообразованием и подтверждают поставленные гипотезы. Развитие транспортной инфраструктуры (как оценки по категории «транспортная инфраструктура» в рамках индекса глобальной конкурентоспособности) оказывает отрицательное влияние на уровень цен (индекс конверсии паритета покупательной способности к курсу валют), в то время как рост фактора цен сопровождается увеличением развитости транспортной инфраструктуры. В результате проведенного исследования можно сказать, что взаимосвязь «транспортная инфраструктура – ценообразование» характеризуется двумя направлениями развития: 1) «от частного к общему» (например, в виде снижения цен за счет развития мощностей транспортной инфраструктуры – микроэкономический эффект); 2) «от общего к частному» (как уровень развития общества, определяющий уровень эффективности управленческих процессов, в том числе, в логистике – макроэкономический эффект).
Ключевые слова
транспортная инфраструктура; ценообразование; транспорт; цена; микроэкономический эффект; макроэкономический эффект
JEL classification
F6, O15, L90Список использованной литературы
1. Сергеева М.В. Влияние развитости транспортной инфраструктуры на индекс человеческого развития // Вестник Академии. 2019. № 4. С. 35–50.
2. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3 (12). С. 65–78.
3. Bougheas S., Demetriades P., Morgenroth E. Infrastructure, transport costs and trade // Journal of International Economics. 1999. Vol. 47, Issue 1. Pp. 169–189. DOI: 10.1016/S0022-1996(98)00008-7.
4. Limao N., Venables A. Infrastructure, geographical disadvantage, transport costs and trade // The World Bank Economic Review. 2001. Vol. 15, Issue 3. Pp. 451–479. DOI: 10.1093/wber/15.3.451/.
5. Donaldson D., Jinhage A., Verhoogen E. Beyond borders: Making transport work for African trade // Growth Brief Series 009. International Growth Centre, 2017. 8 р.
6. Sinate D., Fanal V., Bangera S. Connecting Africa: Role of transport infrastructure // Export-Import Bank of India. Working Papers No. 72. Bank of India, 2018. 76 p.
7. Calderon C., Cantu C., Chuhan-Pole P. Infrastructure Development in Sub-Saharan Africa // Policy Research Working Paper No. 8425. World Bank Group, 2018. 47 p. DOI: 10.1596/1813-9450-8425.
8. Дубровская Ю.В., Копницева Н.М., Поздеева А.М. Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 293–296.
9. Mejia-Dorantes L., Paez A., Vassallo J.M. Analysis of house prices to assess economic impacts if new public transport infrastructure: Madrid metro line 12 // Transportation Research Board. 2011. Vol. 2245, Issue 1. P. 131–139. DOI: 10.3141/2245-16/.
10. Wang Y., Liu X., Wang F. Economic Impact of the high-speed railway on housing prices in China // Sustainability. 2018. Vol. 10, Issue 12. Р. 4799. DOI: 10.3390/su10124799.
11. Li S., Chern L., Zhao P. The impact of metro services on housing prices: a case study from Beijing // Transportation. 2019. Vol. 46, Issue 4. Pp. 1291–1317. DOI: 10.1007/s11116-017-9834-7.
12. Khandker S.T., Bakht Z., Koolwal G.B. The poverty impact of rural roads: Evidence from Bangladesh // Economic Development and Cultural Change. 2009. Vol. 57, Issue 4. Pр. 685–722. DOI: 10.1086/598765.
13. Stifel D., Minten B. Market access, welfare and nutrition: Evidence from Ethiopia // World Development. 2017. Vol. 90, Issue C. Pp. 229–241. DOI: 10.1016/j.worlddev.2016.09.009.
14. Chakrabarti S. Can highway development promote employment growth in India? // Transport Policy. 2018. Vol. 69. Pр. 1–9. DOI: 10.1016/j.tranpol.2018.05.009.
15. Lavee D. The impact of investment in transport infrastructure on employment: the case of Israel // European Transport. 2019. Vol. 74, Issue 3. Pр. 1–21.
16. Wang W., Zhong M., Hunt J. Analysis of the Wider Economic Impact of a transport infrastructure project using an integrated land use transport model // Sustainability. 2019. Vol. 11, Issue 2. P. 364. DOI: 10.3390/su11020364.
17. Meersman H., Nazemzadeh M. The contribution of transport infrastructure to economic activity: the case of Belgium // Case studies on Transport Policy. 2017. Vol. 5, Issue 2. Pp. 316–324. DOI: 10.1016/j.cstp.2017.03.009.
18. Ismail N., Mahyideen J. The impact of infrastructure on Trade and Economic Growth in Selected Economies in Asia // ADBI Working Paper 553. 2015. 33 p. DOI: 10.2139/ssrn.2709294.
19. Zafirovski M. An Alternative Sociological Perspective on Economic Value: Price Formation as a Social Process // International Journal of Politics, Culture and Society. 2000. Vol. 14, Issue 2. Pр. 265–295.
20. Dore R. Goodwill and the Spirit of Market Capitalism // The British Journal of Sociology. 1983. Vol. 34, No. 4. Pр. 459–482. DOI: 10.2307/590932.
21. Hamilton C. Price formation and class relations in the development process // Journal of Contemporary Asia. 1987. Vol. 17, Issue 1. Pр. 2–18. DOI: 0.1080/00472338780000021.
22. Weber M. On Charisma and Institution Building. University of Chicago Press, 1968. 370 p.
23. Arrow K. What Has Economics to Say about Racial Discrimination? // Journal of Economic Perspectives. 1998. Vol. 12, Issue 2. Pр. 91–100. DOI: 10.1257/jep.12.2.91.
24. Demurger S. Infrastructure Development and Economic Growth: An Explanation for Regional Disparities in China? // Journal of Comparative Economics. 2001. Vol. 29, Issue 1. Pр. 95–117. DOI: 10.1006/jcec.2000.1693.
25. Ziadah R. Transport Infrastructure and Logistics in the Making of Dubai Inc. // International Journal of Urban and Regional Research. 2018. Vol. 42, Issue 2. Рр. 182–197. DOI: 10.1111/1468-2427.12570.
26. Deng T. Impacts of Transport Infrastructure on Productivity and Economic Growth: Recent advances and Research Challenges // Transport Reviews Journal. 2013. Vol. 33, Issue 6. Pр. 686–699. DOI: 10.1080/01441647.2013.851745.
27. Tripathi S., Gautam V. Road Transport Infrastructure and Economic Growth in India // Journal of Infrastructure Development. 2011. Vol. 2, Issue 2. Pр. 135–151. DOI: 10.1177/097493061100200204.
28. Sahoon P., Dash R.K. Infrastructure development and economic growth in India // Journal of Asia Pacific Economy. 2009. Vol. 14, Issue 4. Pр. 351–365. DOI: 10.1080/13547860903169340.
29. Alba J., Papell D. Purchasing power parity and country characteristics: evidence from panel data tests // Journal of Development Economics. 2007. Vol. 83, Issue 1. Pр. 240–251. DOI: 10.1016/j.jdeveco.2005.09.006.
30. Gelb A., Diofasi A. What determines purchasing-power-parity exchange rates? // Center for Global Development Working Paper No. 416. 2015. 37 р. DOI: 10.2139/ssrn.2671574.
31. Maparu T., Mazumder T. Transport infrastructure, economic development and urbanization in India (1990-2011): Is there any causal relationship? // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2017. Vol. 100. Pр. 319–336. DOI: 10.1016/j.tra.2017.04.033.
32. Seetanah B. Transport infrastructure and economic growth: evidence from Africa using dynamic panel estimates // The Empirical Economic Letters. 2006. Vol. 5, Issue 1. Pр. 36–52.
33. Kasraian D., Maat K., Stead D., van Wee B. Long-term impacts of transport infrastructure networks on land-use change: an international review of empirical studies // Transport Reviews Journal. 2016. Vol. 36, Issue 6. Pр. 772–792. DOI: 10.1080/01441647.2016.1168887.
34. Khadaroo A., Seetanah B. Transport infrastructure and foreign direct investment // Journal of International Development. 2010. Vol. 22, Issue 1. Pр. 103–123. DOI: 10.1002/jid.1506.
35. Doguwa S. Short-term inflation forecasting models for Nigeria // CBN Journal of Applied Statistics. 2013. Vol. 4, Issue 2. Pр. 1–29.
36. Goswami G., Bahmani-Oskooee M. Political rights, Civil Liberties and the PPP in Developing Countries // Global Journal of Finance and Economics. 2004. Vol. 1, Issue 1. Pр. 1–9.
37. Kaufmann D., Kraay A. Growth without governance // World Bank Policy Research Working Paper No. 2928. Washington DC: The World Bank, 2002. DOI: 10.1353/eco.2002.0016.
38. Li X. Trade Liberalization and Real Exchange Rate Movement // IMF Staff Papers. 2004. Vol. 51, Issue 3. Pр. 553–584. DOI: 10.5089/9781451854749.001.
39. Hummels D. Transportation costs and international trade in the second era of globalization // Journal of Economic Perspectives. 2007. Vol. 21, Issue 3. Pр. 131–154. DOI: 10.1257/jep.21.3.131.
40. Stank T., Goldsby T., Vickery Sh., Savitsckie K. Logistics service performance: estimating its influence on market-share // Journal of Business Logistics. 2003. Vol. 24, Issue 1. Pр. 27–55. DOI: 10.1002/j.2158-1592.2003.tb00031.x.
41. Narayan S., Rath B., Narayan P. Evidence of Wagner’s law from Indian States // Economic Modelling. 2012. Vol. 29, Issue 5. Pр. 1548–1557. DOI: 10.1016/j.econmod.2012.05.004.
42. Atack J., Baterman F., Haines M., Margo R. Did railroads induce or follow economic growth? Urbanization and population growth in the American Midwest, 1850-1860 // Social Science History. 2010. Vol. 34, Issue 2. Pр. 171–197. DOI: 10.2307/40597344.
43. McMillen D., Lester T. Evolving subcenters: Employment and population densities in Chicago, 1970-2020 // Journal of Housing Economics. 2003. Vol. 12, Issue 1. Pр. 60–81. DOI: 10.1016/S1051-1377(03)00005-6.
44. Slusarczyk B. Transport importance in global trade // ALS. Advanced Logistic Systems. 2010. Vol. 4. Pр. 186–192.
Информация об авторах
Сергеева Мария Вячеславовна
Соискатель степени кандидата экономических наук в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России, г. Москва, Россия (119454, г. Москва, пр-т Вернадского, 76); ORCID: 0000-0002-2026-325X; e-mail: Sergeevamary@hotmail.com.
Для цитирования
Сергеева М.В. Взаимосвязь уровня развития транспортной инфраструктуры и процессов ценообразования // Journal of Applied Economic Research. 2020. Т. 19, № 4. С. 543-564. DOI: 10.15826/vestnik.2020.19.4.025.
Информация о статье
Дата поступления 19 сентября 2020 г.; дата поступления после рецензирования 5 октября 2020 г.; дата принятия к печати 28 октября 2020 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.4.025
Скачать полный текст статьи:
~1 МБ, *.pdf
(Размещен
14.12.2020)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte