Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 332.14
Реализация в налогообложении имущества физических лиц выгоды от функционирования муниципального электрического транспорта
Е. В. Леонтьев, И. А. Майбуров
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Аннотация
Проблема внедрения принципа выгоды в местное налогообложение для реализации инвестиционных проектов развития муниципального общественного транспорта представляется чрезвычайно актуальной. Однако в настоящее время такие проекты финансируются паушально-котловым методом, что создает предпосылки для еще большего искажения принципа выгоды. Для общественного транспорта как элемента локальных общественных благ, присуща строгая привязка к местности, что затрудняет его использования налогоплательщиками, проживающими вне таких зон. Целью исследования является обоснование возможности внедрения принципа выгоды в налогообложение имущества физических лиц на примере города Екатеринбурга через установление зависимости доступности остановок трамвая на капитализацию стоимости жилой недвижимости. В данном исследовании мы намерены подтвердить гипотезу о возможности использования дифференцированной ставки налога на имущество, которая позволит ввести различные налоговые инструменты для более справедливой и фискально-эффективной модели налога, предусматривающей дополнительное налогообложение жителей, извлекающих максимальную выгоду от электрического муниципального транспорта. Расчеты были проведены с помощью сравнения гомогенности реакции цены на близость остановок трамвая при зонировании по типу недвижимости и без такого зонирования. Проведенные расчеты показали, что капитализация близости остановочных пунктов трамвая в стоимость жилья в Екатеринбурге вписывается как в статичную, так и в динамическую модель равновесия. При этом модель с предварительно объединенными по типу недвижимости зонами показала более равномерные результаты по степени влияния близости остановок трамвая на стоимость жилья. Удалось выделить в Екатеринбурге географически обособленные зоны с максимально сглаженным между объектами эффектом взаимодействия близости остановок трамвая на цену недвижимости. Данные зоны являются также и готовыми фискальными зонами с повышенным налогом на имущество, защищенные поступления от которого должны стать источником для создания новой транспортной инфраструктуры зоны. Гипотеза исследования подтверждается. Данная модель налогообложения дает высокий уровень справедливости и практически применима в условиях Екатеринбурга.
Ключевые слова
общественный транспорт; налоговое зонирование; стоимость недвижимости; налог на имущество; трамвай; прогрессивное налогообложение.
JEL classification
R42, R31Список использованной литературы
1. Tiebout C. A Pure Theory of Local Expenditures // The Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64, No. 5. Рр. 416–424. DOI: 10.1086/257839.
2. Hamilton B.W. Zoning and Property Taxation in a System of Local Governments // Urban Studies. 1975. Vol. 12, Issue 2. Рр. 205–211. DOI: 10.1080/00420987520080301.
3. White M. Fiscal Zoning in Fragmented Metropolitan Areas // In: Fiscal Zoning and Land Use Controls / Edited by E. Mills, W. Oates. Lexington Books, 1975.
4. Davis O. Economic Elements in Municipal Zoning Decisions // Land Economics. 1963 Vol. 39, Issue 4. Рр. 375–386.
5. Fernandez R., Rogerson R. Keeping People Out: Income Distribution, Zoning, and the Quality of Public Education // International Economic Review. 1997. Vol. 38, Issue 1. Рр. 23–42. DOI: 10.2307/2527406.
6. Calabrese S., Epple D., Romano R. On the Political Economy of Zoning // Journal of Public Economics. 2007. Vol. 91, Issue 1-2. Рр. 25–49. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2006.09.004.
7. Coate S. Property taxation, zoning, and efficiency: A dynamic analysis // NBER Working Papers. No. 17145. National Bureau of Economic Research, 2011. DOI: 10.3386/w17145.
8. Oates W.E. The Effects of Property Taxes and Local Public Spending on Property Values: An Empirical Study of Tax Capitalization and the Tiebout Hypothesis // Journal of Political Economy. 1969. Vol. 77. Рр. 957–971. DOI: 10.1086/259584.
9. Hayes K.J., Taylor L.L. Neighborhood School Characteristics: What Signals Quality to Homebuyers? // Federal Reserve Bank of Dallas Economic Review. 1996. Vol. 3, No. 4. Рр. 2–9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dallasfed.org/assets/documents/research/er/1996/er9604a.pdf.
10. Machin S., Salvanes K. Valuing School Choice and Social Interactions: Evidence from an Admissions Reform // The Scandinavian Journal of Economics. 2016. Vol. 118, Issue 1. Рр. 3–24. DOI: 10.1111/sjoe.12133.
11. Fack G., Grenet J. Do Better Schools Raise Housing Prices? Evidence from Paris School Zoning // Journal of Public Economics. 2010. Vol. 94, Issue 1-2. Рр. 59–77. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2009.10.009.
12. Kane T., Staiger D., Riegg S. School Quality, Neighbourhoods and Housing Prices: The Impacts of Desegregation // NBER Working Paper. No. 11347. National Bureau of Economic Research, 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=727127.
13. Brasington D., Haurin D. Educational Outcomes and House Values: a Test of the Value Added Approach // Journal of Regional Science. 2006. Vol. 46, Issue 2. Рр. 245–268. DOI: 10.1111/j.0022-4146.2006.00440.x.
14. Bogart W.T., Cromwell B.A. How Much is a Neighbourhood School Worth? // Journal of Urban Economics. 2000. Vol. 47. Рр. 280–305. DOI: 10.1006rjuec.1999.2142.
15. Guerra E., Cervero R., Tischler D. Half-Mile Circle: Does It Best Represent Transit Station Catchments? // Transportation Research Record. 2013. Vol. 2276, Issue 1. Рр. 101–109. DOI: 10.3141/2276-12.
16. Duncan M. The Impact of Transit-Oriented Development on Housing Prices in San Diego, CA // Urban Studies. 2011. Vol. 48, Issue 1. Рр. 101–127. DOI: 10.1177/0042098009359958.
17. Duncan M. The Synergistic Influence of Light Rail Stations and Zoning on Home Prices // Environment and Planning. 2011. Vol. 43, Issue 9. Рр. 2142–2152. DOI: 10.1068/a43406.
18. Debrezion G., Pels E., Rietveld P. The Impact of Railway Stations on Residential and Commercial Property Value: aMeta Analysis // Journal of Real Estate Finance and Economics. 2007. Vol. 35, Issue 2. Рр. 161–180. DOI: 10.1007/s11146-007-9032-z.
19. Chin S., Kahn M., Moon H. Estimating the Gains from New Rail Transit Investment: A Machine Learning Tree Approach // Real Estate Economics. 2020. Vol. 48, Issue 3. Рр. 886–914. DOI: 10.1111/1540-6229.12249.
20. Ahlfeldt G. If we build it, will they pay? Predicting property price effects of transport innovations // Environment and Planning. 2013. Vol. 45, Issue 8. Рр. 1977–1994. DOI: 10.1068/a45429.
21. Szczepańska A., Krzywnicka I., Lemański L. Urban Greenery as a Component of Real Estate Value // Real Estate Management and Valuation. 2016. Vol. 24, Issue 4. Рр. 79–87. DOI: 10.1515/remav-2016-0032.
22. Ahlfeldt G.M., Maennig W. Impact of sports arenas on land values: evidence from Berlin // The Annals of Regional Science. 2010. Vol. 44. Рр. 205–227. DOI: 10.1007/s00168-008-0249-4.
23. Gibbons S. The Costs of Urban Property Crime // The Economic Journal. 2004. Vol. 114, Issue 499. Рр. F441–463. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2004.00254.x.
24. Wen H., Tao Y. Polycentric urban structure and housing price in the transitional China: Evidence from Hangzhou // Habitat International. 2015. Vol. 46. Рр. 138–146. DOI: 10.1016/J.HABITATINT.2014.11.006.
25. Wang Y., Feng S., Deng Z., Cheng S., Feng S. Transit premium and rent segmentation: A spatial quantile hedonic analysis of Shanghai Metro // Transport Policy. 2016. Vol. 51. Рр. 61–69. DOI: 10.1016/j.tranpol.2016.04.016.
26. Musgrave R.A. The Theory of Public Finance. New York: McGraw-Hill, 1959. 480 p.
27. Mayburov I., Leontyeva Y. Implementation of the Benefit Principle in Transport Tax in Russia // Proceeding of the 9th International Days of Statistics and Economics. Prague, 2015. Рp. 1117–1127.
28. Леонтьев Е.В., Майбуров И.А. Оценка влияния доступности общественного транспорта на стоимость городской жилой недвижимости // Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20, № 1. С. 62–83. DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.1.003.
29. Court A.T. Hedonic Price Indexes with Automobile Examples, the Dynamics of Automobile Demand. New York: General Motors, 1939.
30. Rosen S. Hedonic prices and implicit markets: product differentiation in pure competition // Journal of Political Economy. 1974. Vol. 82, Issue 1. Рр. 34–55. DOI: 10.1086/260169.
31. Sturges H. The choice of a class-interval // Journal of the American Statistical Association. 1926. Vol. 21, Issue 153. Рр. 65–66. DOI: 10.1080/01621459.1926.10502161.
32. Hoesli M., Lizieri C., MacGregor B. The Spatial Dimensions of the Investment Performance of UK Commercial Property // Urban Studies. 1997. Vol. 34, Issue 9. Рр. 1475–1494. DOI: 10.1080/0042098975529.
33. Napoli G., Giuffrida S., Trovato M.R. Efficiency versus Fairness in the Management of Public Housing Assets in Palermo (Italy) // Sustainability. 2019. Vol. 11, Issue 4. Р. 1199. DOI: 10.3390/su11041199.
34. Leontev E.V., Leontyeva Yu.V. Individual property tax to fund public transport // Journal of Tax Reform. 2021. Vol. 7, No. 1. Рр. 6–19. DOI: 10.15826/jtr.2021.7.1.087.
Информация об авторах
Леонтьев Евгений Владимирович
Старший преподаватель кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0002-7531-8078; e-mail: Pasparto@yandex.ru.
Майбуров Игорь Анатольевич
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0001-8791-665X; e-mail: mayburov.home@gmail.com.
Для цитирования
Леонтьев Е.В., Майбуров И.А. Реализация в налогообложении имущества физических лиц выгоды от функционирования муниципального электрического транспорта // Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20, № 3. С. 406-427. DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.3.017.
Информация о статье
Дата поступления 4 июня 2021 г.; дата поступления после рецензирования 24 июля 2021 г.; дата принятия к печати 15 августа 2021 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2021.20.3.017
Скачать полный текст статьи:
~2 МБ, *.pdf
(Размещен
29.09.2021)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte