Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 332.05
Глобальная трансформация высшего образования: от традиционного к предпринимательскому университету
М. А. Юревич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация
В последние несколько десятков лет наблюдается радикальная смена парадигмы деятельности университетов – от организаций, занимающихся обучением и проведением фундаментальных исследований, к учреждениям, которые активно взаимодействуют с реальным сектором и коммерциализируют результаты интеллектуальной деятельности. В научной литературе эта новая модель получила название «предпринимательского университета». Актуальность работы детерминируется постоянной реформаторской деятельностью российских властей в отношении сектора высшего образования, что нередко связывается с задачей трансплантировать зарубежные модели организации этого сектора. Цель данного исследования состоит в описании механизмов трансформации университетского сектора в разных странах мира как на национальном уровне, так и на примере отдельных вузов. Гипотеза заключается в предположении, что существуют глобальная тенденция превращения традиционных университетов в предпринимательские, а также неотъемлемые внешние драйверы этого процесса. Методология работы сочетает в себе несколько зон исследования: обзор теоретических концепций эволюции формата деятельности университета; изучение ключевых государственных инструментов трансформации университетского сектора; компаративный анализ статистических данных, иллюстрирующих сотрудничество университетской науки с предпринимательским сектором; рассмотрение показательных примеров или кейсов превращения вузов в предпринимательские университеты мирового класса. К основным результатам и выводам можно отнести следующие положения. Во-первых, общемировой практикой стало развертывание многоступенчатых механизмов создания очагов технологического роста региональной, а иногда и национальной экономик именно на базе отдельных вузов или их консорциумов. Во-вторых, статистические индикаторы указывают на существование достаточно заметного тренда укрепления сотрудничества частных компаний и вузов при проведении НИОКР, что говорит о постепенной переориентации последних на решение прикладных исследовательских задач, имеющих рыночную востребованность. В-третьих, процесс трансформации вуза в предпринимательский университет может происходить различными путями, но витальным фактором является наличие реального спроса на результаты университетских НИОКР. Описанные кейсы могут иметь практическое применение при составлении стратегии трансформации российских вузов в предпринимательские университеты.
Ключевые слова
предпринимательский университет; «тройная спираль»; «третья миссия» университета; национальная инновационная система.
JEL classification
I23, I25, I28Список использованной литературы
1. Slaughter Sh., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997.
2. Коннов В.И. Развитие системы высшего образования в России и за рубежом: теоретические ориентиры // Право и управление. XXI век. 2013. № 1. С. 28–36.
3. Юревич М.А. Новые институциональные инициативы России в контексте концепции четырехзвенной инновационной спирали // Journal of Institutional Studies. 2019. Т. 11, № 2. С. 79–93. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.079-093.
4. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The endless transition: A “triple helix” of university–industry–government relations // Minerva. 1998. Vol. 36, No. 3. Pp. 203–208. DOI: 10.1023/A:1017159001649.
5. Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации. 2011. № 4. С. 66–78.
6. Etzkowitz H., Webster A., Gebhardt C., Cantisano Terra B.R. The future of the university and the university of the future: evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy. 2000. Vol. 29, Issue 2. Pp. 313–330. DOI: 10.1016/S0048-7333(99)00069-4.
7. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // Экономическая наука современной России. 2014. Т. 66, № 3. С. 87–104.
8. Guerrero M., Urbano D. The development of an entrepreneurial university // The Journal of Technology Transfer. 2012. Vol. 37, Issue 1. Pp. 43–74. DOI: 10.1007/s10961-010-9171-x.
9. Alvarez-Suescun E., Vera-Salazar P. Disentangling the role of universities in academia-industry partnerships success // Academy of Management Proceedings. 2014. No. 1. P. 15398. DOI: 10.5465/AMBPP.2014.15398abstract.
10. Sánchez-Barrioluengo M., Benneworth P. Is the entrepreneurial university also regionally engaged? Analysing the influence of university's structural configuration on third mission performance // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 141. Pp. 206–218. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.10.017.
11. Todorovic Z.W., McNaughton R.B., Guild P. ENTRE-U: An entrepreneurial orientation scale for universities // Technovation. 2011. Vol. 31, Issue 2-3. Pp. 128–137. DOI: 10.1016/j.technovation.2010.10.009.
12. Minola T., Donina D., Meoli M. Students climbing the entrepreneurial ladder: Does university internationalization pay off? // Small Business Economics. 2016. Vol. 47, Issue 3. Pp. 565–587. DOI: 10.1007/s11187-016-9758-1.
13. Abdelkafi N., Hilbig R., Laudien S.M. Business models of entrepreneurial universities in the area of vocational education–an exploratory analysis // International Journal of Technology Management. 2018. Vol. 77, Issue 1-3. Pp. 86–108. DOI: 10.1504/IJTM.2018.091716.
14. Foss L., Gibson D.V. The Entrepreneurial University: Context and Institutional Change. London: Routledge, 2015. 312 p.
15. Link A.N., Scott J.T. Universities as partners in US research joint ventures // Research Policy. 2005. Vol. 34, Issue 3. Pp. 385–393. DOI: 10.1016/j.respol.2005.01.013.
16. Tseng F.C., Huang M.H., Chen D.Z. Factors of university–industry collaboration affecting university innovation performance // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45, Issue 2. Pp. 560–577. DOI: 10.1007/s10961-018-9656-6.
17. Klofsten M., Alain F., Guerrero M., Mian S. The entrepreneurial university as driver for economic growth and social change-Key strategic challenges // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 141. Pp. 149–158. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.12.004.
18. Barba-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial intention among engineering students: The role of entrepreneurship education // European Research on Management and Business Economics. 2018. Vol. 24, Issue 1. Pp. 53–61. DOI: 10.1016/j.iedeen.2017.04.001.
19. Turner T., Gianiodis P. Entrepreneurship unleashed: Understanding entrepreneurial education outside of the business school // Journal of Small Business Management. 2018. Vol. 56, Issue 1. Pp. 131–149. DOI: 10.1111/jsbm.12365.
20. Parente R., Feola R., Cucino V., Catolino G. Visibility and reputation of new entrepreneurial projects from academia: the role of start-up competitions // Journal of the Knowledge Economy. 2015. Vol. 6, Issue 3. Pp. 551–567. DOI: 10.1007/s13132-015-0255-6.
21. Fernández-Nogueira D., Arruti A., Markuerkiaga L., Sáenz N. The entrepreneurial university: A selection of good practices // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21, Special Issue. Pp. 1–17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.abacademies.org/articles/The-entrepreneurial-university-selection-good-practices-1528-2651-21-S1-158.pdf.
22. Munari F., Sobrero M., Toschi L. The university as a venture capitalist? Gap funding instruments for technology transfer // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 127. Pp. 70–84. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.07.024.
23. Feola R., Parente R., Cucino V. The Entrepreneurial University: How to Develop the Entrepreneurial Orientation of Academia // Journal of the Knowledge Economy. 2020. Pp. 1–22. DOI: 10.1007/s13132-020-00675-9.
24. Duecker K. Biobusiness on campus: Commercialization of university developed biomedical technologies // Food and Drug Law Journal. 1997. Vol. 52, Issue 4. Pp. 453–510.
25. Игнатов И.И. Роль Акта Бэя-Доула (Bayh-Dole Act-1980) в трансфере научных знаний и технологий из американских университетов в корпоративный сектор: итоги тридцатилетнего пути // Наука. Инновации. Образование. 2012. № 12. С. 159–188.
26. Салицкая Е.А. Подходы к формированию системы трансфера технологий в России // Наука. Инновации. Образование. 2018. Т. 13, № 4. С. 6–23.
27. Сагинбек Д. Обзор зарубежного опыта функционирования технопарковых структур // Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития» (Вектор-2019) : сборник материалов Часть 2. М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2019. С. 146–150.
28. Liu X., Cheng P. Is China's Indigenous Innovation Strategy Compatible with Globalization? Honolulu: East-West Center, 2011. 74 p.
29. Motohashi K., Muramatsu S. Examining the university industry collaboration policy in Japan: Patent analysis // Technology in Society. 2012. Vol. 34, Issue 2. Pp. 149–162. DOI: 10.1016/j.techsoc.2012.02.006.
30. Kondo M. University-industry partnerships in Japan // 21st Century Innovation Systems for Japan and the United States: Lessons from a Decade of Change: Report of a Symposium. Tokyo, 2006. Pp. 186–205. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nistep.go.jp/IC/ic060110/pdf/5-2.pdf.
31. Tijssen R.J.W., Winnink J.J. Capturing ‘R&D excellence’: Indicators, international statistics, and innovative universities // Scientometrics. 2018. Vol. 114, Issue 2. Pp. 687–699. DOI: 10.1007/s11192-017-2602-9.
32. Philpott K., Dooley L., O'Reilly C., Lupton G. The entrepreneurial university: Examining the underlying academic tensions // Technovation. 2011. Vol. 31, Issue 4. Pp. 161–170. DOI: 10.1016/j.technovation.2010.12.003.
33. Балацкий Е.В. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов. М. : Буки Веди. 2017. 84 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nonerg-econ.ru/cat/12/205/.
34. Cho M.H. Technological catch-up and the role of universities: South Korea’s innovation-based growth explained through the Corporate Helix model // Triple Helix. 2014. Vol. 1, Issue 1. Pp. 1–20. DOI: 10.1186/s40604-014-0002-1.
35. Cho M.H. Corporate Helix Model: the industry and triple helix networks // International Journal of Technology and Globalisation. 2008. Vol. 4, Issue 2. Pp. 103–120. DOI: 10.1504/IJTG.2008.018958.
36. Stek P. The strategic alliance between Sungkyunkwan University and the Samsung Group: South Korean exceptionalism or new global model? // The Triple Helix Association Magazine. 2015. Vol. 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.triplehelixassociation.org/helice/volume-4-2015/helice-issue-12/the-strategic-alliance-between-sungkyunkwan-university-and-the-samsung-group-south-korean-exceptionalism-or-new-global-model.
37. Tienari J., Aula H.M., Aarrevaara T. Built to be excellent? The Aalto University merger in Finland // European Journal of Higher Education. 2016. Vol. 6, Issue 1. Pp. 25–40. DOI: 10.1080/21568235.2015.1099454.
38. Rissola G., Hervas F., Slavcheva M., Jonkers K. Place-Based Innovation Ecosystems. Espoo Innovation Garden and Aalto University (Finland), Joint Research Centre, 2017. 54 p. DOI: 10.2760/31587.
39. Kivimaa P., Boon W., Antikainen R. Commercialising university inventions for sustainability – a case study of (non-) intermediating ‘cleantech’ at Aalto University // Science and Public Policy. 2017. Vol. 44, Issue 5. Pp. 631–644. DOI: 10.1093/scipol/scw090.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства РФ Финансовому университету на 2021 г. по теме «Направления модернизации российской университетской системы с учетом запросов реального сектора экономики и мировых технологических трендов».
Информация об авторах
Юревич Максим Андреевич
Научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия (125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0003-2986-4825; e-mail: mayurevich@fa.ru.
Для цитирования
Юревич М. А. Глобальная трансформация высшего образования: от традиционного к предпринимательскому университету // Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20, № 3. С. 560-581. DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.3.022.
Информация о статье
Дата поступления 16 июня 2021 г.; дата поступления после рецензирования 30 июля 2021 г.; дата принятия к печати 11 августа 2021 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2021.20.3.022
Скачать полный текст статьи:
~1 МБ, *.pdf
(Размещен
29.09.2021)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte