Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 332.05
Новые инструменты повышения практико-ориентированности российских университетов: рынок чек-листов
Е.В. Балацкий 1, 2, Н.А. Екимова 1, М.А. Юревич 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, г. Москва, Россия
Аннотация
В статье рассматривается проблема слабой интегрированности российских университетов в реальную экономику. Это одна из самых актуальных проблем российской университетской системы. Цель статьи состоит в разработке специализированного пилотного чек-листа «Навстречу бизнесу: модель интеграции высшего образования и реального сектора экономики» и демонстрации перспектив его использования в региональных университетах. Генеральная гипотеза исследования состоит в проверке тезиса о целесообразности создания и использования подобных чек-листов для помощи российским вузам по перестройке их организационной модели в направлении усиления практико-ориентированности. Показано, что в настоящее время рынок нового информационно-аналитического продукта – чек-листов – находится в стадии становления и эволюционирует в нескольких направлениях. Во-первых, он усложняется – увеличивается число слагающих документов, возрастает число вопросов и т. п. Во-вторых, совершенствуется формы их реализации – платные, бонусные, бесплатные, по подписке, с дополнительным пакетом и т. д. В-третьих, возникают разные алгоритмы их применения – простое тиражирование типового документа, предоставление чек-листа с последующими углубленными исследованиями и рекомендациями применительно к конкретному заказчику, возможность выбора дополнительной услуги для экспертной оценки, создание и реализация мобильных приложений для оперативного обновления чек-листов и т. п. Все это позволяет новому методическому инструменту находить применение и в системе высшего образования. В статье рассмотрены некоторые характерные примеры нового начинания в Испании, Хорватии, Великобритании, США и России, а также общеевропейские и латиноамериканские инициативы. Методология авторского чек-листа «Навстречу бизнесу» основана на учете мирового опыта интеграции университетов и предприятий в компактной форме: документ-инструкция и сопроводительная записка. Эффективных прототипов разработанного чек-листа в России пока не было. Примеры применения пилотного чек-листа для реорганизации модели работы университетов Камчатского края, Республики Дагестан и Липецкой области подтверждают генеральную гипотезу статьи.
Ключевые слова
чек-лист; предпринимательский университет; третья миссия университета; взаимодействие вузов и бизнеса.
JEL classification
I23, I25, I28Список использованной литературы
1. Etzkowitz H. The evolution of the entrepreneurial university // International Journal of Technology and Globalisation. 2004. Vol. 1, No. 1. Pp. 64–77. DOI: 10.1504/IJTG.2004.004551.
2. Klofsten M., Fayolle A., Guerrero M., Mian S., Urbano D., Wright M. The entrepreneurial university as driver for economic growth and social change-Key strategic challenges // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 141. Pp. 149–158. DOI: 10.1016/J.TECHFORE.2018.12.004.
3. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5. С. 64–73. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.062.
4. Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. Т. 3. С. 58–76. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-3-58-76.
5. Bronstein J., Reihlen M. Entrepreneurial university archetypes: A meta-synthesis of case study literature // Industry and Higher Education. 2014. Vol. 28, Issue 4. Pp. 245–262. DOI: 10.5367/ihe.2014.0210.
6. Clauss T., Moussa A., Kesting T. Entrepreneurial university: a stakeholder-based conceptualisation of the current state and an agenda for future research // International Journal of Technology Management. 2018. Vol. 77, Issue 1-3. Pp. 109–144. DOI: 10.1504/IJTM.2018.091726.
7. Guerrero M., Urbano D. The development of an entrepreneurial university // The Journal of Technology Transfer. 2012. Vol. 37, Issue 1. Pp. 43–74. DOI: 10.1007/s10961-010-9171-x.
8. Bezanilla M. J., Garcia-Olalla A., Panos-Castro J., Arruti A. Developing the entrepreneurial university: Factors of influence // Sustainability. 2020. Vol. 12, Issue 3. P. 842. DOI: 10.3390/su12030842.
9. Zobnina M., Korotkov A., Rozhkov A. Structure, challenges and opportunities for development of entrepreneurial education in Russian universities // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13, Issue 4. Pp. 69–81. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.69.81.
10. Guerrero M., Urbano D., Fayolle A. Entrepreneurial activity and regional competitiveness: evidence from European entrepreneurial universities // The Journal of Technology Transfer. 2016. Vol. 41, Issue 1. Pp. 105–131. DOI: 10.1007/s10961-014-9377-4.
11. Cattaneo M., Meoli M., Vismara S. Cross-border M&As of biotech firms affiliated with internationalized universities // The Journal of Technology Transfer. 2015. Vol. 40, Issue 3. Pp. 409–433. DOI: 10.1007/s10961-014-9349-8.
12. Minola T., Donina D., Meoli M. Students climbing the entrepreneurial ladder: Does university internationalization pay off? // Small Business Economics. 2016. Vol. 47, Issue 3. Pp. 565–587. DOI: 10.1007/s11187-016-9758-1.
13. Salamzadeh A., Farsi J.Y., Motavaseli M., Markovich M.R. Institutional factors affecting the transformation of entrepreneurial universities // International Journal of Business and Globalisation. 2015. Vol. 14, Issue 3. Pp. 271–291. DOI: 10/1504/IJBG.2015.068620.
14. Dabić M., Švarc J., González-Loureiro M. Entrepreneurial Universities in Innovation-Seeking Countries: Challenges and Opportunities. US: Palgrave Macmillan. 2016. 253 p.
15. Kirby D.A., Guerrero M., Urbano D. Making universities more entrepreneurial: Development of a model // Canadian Journal of Administrative Sciences. 2011. Vol. 28, Issue 3. Pp. 302–316. DOI: 10.1002/cjas.220.
16. Philpott K., Dooley L., O’Reilly C., Lupton G. The entrepreneurial university: Examining the underlying academic tensions // Technovation. 2011. Vol. 31, Issue 4. Pp. 161–170. DOI: 10.1016/j.technovation.2010.12.003.
17. Amaral M., Ferreira A., Teodoro P. Building an entrepreneurial university in Brazil: the role and potential of university–industry linkages in promoting regional economic development // Industry and Higher Education. 2011. Vol. 25, No. 5. Pp. 383–395. DOI: 10.5367/ihe.2011.0061.
18. Rubens A., Spigarelli F., Cavicchi A., Rinaldi C. Universities’ third mission and the entrepreneurial university and the challenges they bring to higher education institutions // Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. 2017. Vol. 11, Issue 3. Pp. 354–372. DOI: 10.1108/JEC-01-2017-0006.
19. Della Volpe M. Entrepreneurial university and business education: Towards a network model // International Journal of Business and Management. 2018. Vol. 13, No. 3. Pp. 13–27. DOI: 10.5539/ijbm.v13n3p13.
20. Gjerding A.N., Wilderom C.P.M., Cameron S.P.B., Scheunert T., Scheunert K.-J. Twenty practices of an entrepreneurial university // Higher Education Management and Policy. 2006. Vol. 18, Issue 3. Pp. 1–28. DOI: 10.1787/hemp-v18-art19-en.
21. Mainardes E.W., Alves H., Raposo M. The Process of Change in University Management: From the" Ivory Tower" to Entreprunialism // Transylvanian Review of Administrative Sciences. 2011. Vol. 7, Issue 33. Pp. 124–149.
22. Gibb A. In pursuit of a new ‘enterprise’ and ‘entrepreneurship’ paradigm for learning: creative destruction, new values, new ways of doing things and new combinations of knowledge // International Journal of Management Reviews. 2002. Vol. 4, Issue 3. Pp. 233–269. DOI: 10.1111/1468-2370.00086.
23. Gibb A., Hannon P. Towards the entrepreneurial university // International Journal of Entrepreneurship Education. 2006. Vol. 4, Issue 1. Pp. 73–110.
24. Markuerkiaga L., Errasti N., Igartua J.I. Success factors for managing an entrepreneurial university: Developing an integrative framework // Industry and Higher Education. 2014. Vol. 28, Issue 4. Pp. 233–244. DOI: 10.5367/ihe.2014.0214.
25. Fernández-Nogueira D., Arruti A., Markuerkiaga L. The entrepreneurial university: A selection of good practices // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21, Issue 3. Pp. 1–17.
26. Stufflebeam D.L. The CIPP model for evaluation // In: Evaluation Models Viewpoints on Educational and Human Services Evaluation. Second Edition / Edited by D.L. Stufflebeam, G.F. Madaus, T. Kellaghan. Springer, 2000. Pp. 279–317. DOI: 10.1007/0-306-47559-6_16.
27. Вильямс Д. На пути к предпринимательскому университету: опыт Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 51–58.
28. Похолков Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев Б. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12–27.
29. Васильева Е.Ю., Шестакова М. В. Самообследование кафедр в процедуре внутренней оценки деятельности вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 15–22.
30. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 41–52. DOI: 10.15826/umpa.2017.04.048.
31. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики // Journal of Economic Regulation. 2021. Т. 12, № 3. С. 58–75. DOI:10.17835/2078-5429.2021.12.3.058-075.
Информация об авторах
Балацкий Евгений Всеволодович
Доктор экономических наук, профессор, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, главный научный сотрудник Лаборатории математической экономики Центрального экономико-математического института РАН, г. Москва, Россия (125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0002-3371-2229; e-mail: evbalatsky@inbox.ru.
Екимова Наталья Александровна
Кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0001-6873-7146; e-mail: n.ekimova@bk.ru.
Юревич Максим Андреевич
Научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия (125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0003-2986-4825; e-mail: mayurevich@fa.ru.
Для цитирования
Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Новые инструменты повышения практико-ориентированности российских университетов: рынок чек-листов // Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20, № 4. С.620-640. DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.4.024.
Информация о статье
Дата поступления 5 сентября 2021 г.; дата поступления после рецензирования 12 октября 2021 г.; дата принятия к печати 1 ноября 2021 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2021.20.4.024
Скачать полный текст статьи:
~722 кБ, *.pdf
(Размещен
08.12.2021)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte