Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 336.027
Влияние преференциальной налоговой политики Китая на развитие производства транспортных средств на альтернативном топливе
Ма Цзюнь 1,2, Ю.В. Леонтьева 1, А.Ю. Домников 1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
2 Пекинский химико-технологический университет, г. Пекин, Китай
Аннотация
В целях содействия качественному и устойчивому развитию автомобильной промышленности, работающей на альтернативном топливе, правительство Китая оказало существенную поддержку в области налоговой политики. В Китае ставка налога на прибыль организаций составляет 25 %, а правительство предоставляет льготную ставку 15 % высокотехнологичным предприятиям, отвечающим соответствующим стандартам оценки. Целью данного исследования является анализ влияния налоговой политики Китая на производство транспортных средств с использованием альтернативных видов топлива и оценка значимости налоговых льгот для формирования значимых стимулов развития данного производства. Гипотеза исследования заключается в подтверждении необходимости налогового стимулирования высокотехнологичного производства транспортных средств на альтернативном топливе для поддержания положительного финансового результата такого производства. В данном исследовании используется модель анализа OLS. С помощью годовых финансовых отчетов BYD, Geely, SAIC Motor и Great Wall Motor за период с 2011 по 2020 г. проанализировано влияние ставки налога на прибыль и коэффициента задолженности на чистую прибыль. Исследования подтвердили, что налог на прибыль положительно коррелирует с рентабельностью чистой прибыли, а коэффициент задолженности отрицательно коррелирует с нормой чистой прибыли компании. Чем выше коэффициент задолженности, тем меньше он способствует повышению нормы чистой прибыли компании. При этом показано, что норма чистой прибыли компаний более чувствительна к изменениям ставки налога на прибыль. Предоставление льготной ставки по налогу на прибыль является эффективным способом налогового стимулирования производства транспортных средств на альтернативном топливе. Налоговая политика является наиболее эффективным инструментом для государства для осуществления макроконтроля, при этом помогает избегать «провалов рынка» и стимулирует развитие производства транспортных средств на альтернативном топливе.
Ключевые слова
налоговые льготы; налоговая политика; налог на прибыль; транспортные средства; альтернативное топливо; налоговое стимулирование производства
JEL classification
H23, L98Список использованной литературы
1. Yan Х. Energy demand and greenhouse gas emissions during the production of a passenger car in China // Energy Conversion and Management. 2009. Vol. 50, Issue 12. Рр. 2964–2966. DOI: 10.1016/j.enconman.2009.07.014.
2. Zeng P., Wei X. Measurement and convergence of transportation industry total factor energy efficiency in China // Alexandria Engineering Journal. 2021. Vol. 60, Issue 5. Рр. 4267–4274. DOI: 10.1016/j.aej.2021.03.032.
3. Lu Q., Chai J., Wang S., Zhang Z.G., Sun X.C. Potential energy conservation and CO2 emissions reduction related to China’s road transportation // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 245. Р. 118892. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.118892.
4. Leontyeva Y., Mayburov I. Environmental effects of fixed and variable transport-related charges in Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 344, No. 1. Р. 012017. DOI: 10.1088/1755-1315/344/1/012017.
5. Ma J., Mayburov I. Using DID Model to Analyse the Impact of Vehicle Purchase Tax on the Sales of Alternative Fuel Vehicle // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 849, No. 1. Р. 012006. DOI: 10.1088/1755-1315/849/1/012006.
6. Leontyeva Y, Mayburov I. Theoretical aspects of building an optimal system of transport taxation // Journal of Tax Reform. 2016. Vol. 2, Issue 3. Рр. 193–207. DOI: 10.15826/jtr.2016.2.3.024.
7. Karpova O.M., Mayburov I.A., Fan Y. Prospects and problems of realization of the vat neutrality principle in Russia and China // Journal of Tax Reform. 2020. Vol. 6, Issue 2. Рр. 124–141. DOI: 10.15826/jtr.2020.6.2.078.
8. Zhao L.-T., He L.-Y., Cheng L., Zeng G.-R., Huang Z. The effect of gasoline consumption tax on consumption and carbon emissions during a period of low oil prices // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 171. Рр. 1429–1436. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.10.117.
9. Lu T., Yao E., Jin F., Yang Y. Analysis of incentive policies for electric vehicle adoptions after the abolishment of purchase subsidy policy // Energy. 2022. Vol. 239, Part B. Р. 122136. DOI: 10.1016/j.energy.2021.122136.
10. Wang N., Tang L., Zhang W., Guo J. How to face the challenges caused by the abolishment of subsidies for electric vehicles in China? // Energy. 2019. Vol. 166. Рр. 359–372. DOI: 10.1016/j.energy.2018.10.006.
11. Ma J, Mayburov I. Analysis of the transport tax system in the People’s Republic of China // R-Economy. 2020. Vol. 6, Issue 4. Рр. 271–279. DOI: 10.15826/recon.2020.6.4.024.
12. Flórez-Orrego D., Silva J., Silvio O. Exergy and environmental comparison of the end use of vehicle fuels: The Brazilian case // Energy Conversion and Management. 2015. Vol. 100. Рр. 220–231. DOI: 10.1016/j.enconman.2015.04.074.
13. Yazdanie M., Noembrin, F., Dossetto L., Boulouchos K. A comparative analysis of well-to-wheel primary energy demand and greenhouse gas emissions for the operation of alternative and conventional vehicles in Switzerland, considering various energy carrier production pathways // Journal of Power Sources. 2014. Vol. 249. Рр. 333–348. DOI: 10.1016/j.jpowsour.2013.10.043.
14. Onat N.C. How to compare sustainability impacts of alternative fuel Vehicles? // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2022. Vol. 102. Р. 103129. DOI: 10.1016/j.trd.2021.103129.
15. Mayburov I., Leontyeva Y. Fiscal instruments for regulating the sustainable development of urban transport systems in Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2017. Vol. 72. Р. 012016. DOI: 10.1088/1755-1315/72/1/012016.
16. Montag J. The simple economics of motor vehicle pollution: A case for fuel tax // Energy Policy. 2015. Vol. 85. Рр. 138–149. DOI: 10.1016/j.enpol.2015.05.020.
17. Greene D., Sims C.B., Muratori M. Two trillion gallons: Fuel savings from fuel economy improvements to US light-duty vehicles, 1975–2018 // Energy Policy. 2020. Vol. 142. Р. 111517. DOI: 10.1016/j.enpol.2020.111517.
18. Liu Z., Hao H., Cheng X., Zhao F. Critical issues of energy efficient and new energy vehicles development in China // Energy Policy. 2018. Vol. 115. Рр. 92–97. DOI: 10.1016/j.enpol.2018.01.006.
19. Song Y., Wang H., Ma Y., Yin X., Cao F. Energetic, economic, environmental investigation of carbon dioxide as the refrigeration alternative in new energy bus/railway vehicles’ air conditioning systems // Applied Energy. 2022. Vol. 305. Р. 117830. DOI: 10.1016/j.apenergy.2021.117830.
20. Georgina S. Road fuel taxes in Europe: Do they internalize road transport externalities? // Transport Policy. 2017. Vol. 53. Рр. 120–134. DOI: 10.1016/j.tranpol.2016.09.009.
21. Safi A., Chen Y., Wahab S., Zheng L., Rjoub H. Does environmental taxes achieve the carbon neutrality target of G7 economies? Evaluating the importance of environmental R&D // Journal of Environmental Management. 2021. Vol. 293. Р. 112908. DOI: 10.1016/j.jenvman.2021.112908.
22. Christian B., Jillian A., Martino T. Accelerating the transformation to a low carbon passenger transport system: The role of car purchase taxes, feebates, road taxes and scrappage incentives in the UK // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2013. Vol. 49. Рр. 132–148. DOI: 10.1016/j.tra.2013.01.010.
23. Mukherjee J.C., Gupta A. A mobility aware scheduler for low cost charging of electric vehicles in smart grid // 2014 Sixth International Conference on Communication Systems and Networks (COMSNETS). IEEE, 2014. DOI: 10.1109/COMSNETS.2014.6734886.
24. Khan U., Yamamoto T., Sato H. Consumer preferences for hydrogen fuel cell vehicles in Japan // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2020. Vol. 87. Р. 102542. DOI: 10.1016/j.trd.2020.102542.
25. Costa C.M., Barbosa J.C., Castro H., Goncalves R., Lanceros-Mendez S. Electric vehicles: To what extent are environmentally friendly and cost effective? – Comparative study by European countries // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2021. Vol. 151. Р. 111548. DOI: 10.1016/j.rser.2021.111548.
26. Tian X., Zhang Q., Cheng Y. Purchase willingness of new energy vehicles: A case study in Jinan City of China // Regional Sustainability. 2021. Vol. 2, Issue 1. Рр. 12–22. DOI: 10.1016/j.regsus.2020.12.003.
27. Xiong Y., Wang L. Policy cognition of potential consumers of new energy vehicles and its sensitivity to purchase willingness // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 261. Р. 121032. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.121032.
28. Meck J., Nahm J. The Politics of Technology Bans: Industrial Policy Competition and Green Goals for the Auto Industry // Energy Policy. 2019. Vol. 126. Рр. 470–479. DOI: 10.1016/j.enpol.2018.11.031.
29. Yan S., Gunnar S.E. Greening the vehicle fleet: Norway's CO2-Differentiated registration tax // Journal of Environmental Economics and Management. 2018. Vol. 91. Рр. 247–262. DOI: 10.1016/j.jeem.2018.08.018.
30. Lasse F., Vegard S. The vehicle purchase tax as a climate policy instrument // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2017. Vol. 96, Issue C. Рр. 168–189. DOI: 10.1016/j.tra.2016.12.011.
31. Jenn A., Springel K., Gopal A.R. Effectiveness of electric vehicle incentives in the United States // Energy Policy. 2018. Vol. 119. Рр. 349–356. DOI: 10.1016/j.enpol.2018.04.065.
32. Ma J., Mayburov I. The impact of taxation policies on the research and development of alternative fuel vehicle companies – A case study of NIO Inc // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. Vol. 958, Issue 1. Р. 012019. DOI: 10.1088/1755-1315/958/1/012019.
Благодарности
Это исследование финансировалось Китайским стипендиальным советом
Информация об авторах
Mа Цзюнь
Аспирант кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); Механический корпус Пекинского химико-технологического университета, г. Пекин, Китай (15, Beisanhuan East Road, район Чаоян, Пекин, Китай); ORCID 0000-0001-9227-6191; e-mail: ma_dreama@hotmail.com.
Леонтьева Юлия Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0003-4676-9926; e-mail: uv.leonteva@mail.ru.
Домников Алексей Юрьевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры банковского и инвестиционного менеджмента, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0002-6260-9423; e-mail: domnikov@e1.ru.
Для цитирования
Mа Цзюнь, Леонтьева Ю.В., Домников А.Ю. Влияние преференциальной налоговой политики Китая на развитие производства транспортных средств на альтернативном топливе // Journal of Applied Economic Research. 2022. Т. 21, № 2. С. 194-216. DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.2.008.
Информация о статье
Дата поступления 10 декабря 2021 г.; дата поступления после рецензирования 2 февраля 2022 г.; дата принятия к печати 1 апреля 2022 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2022.21.2.008
Скачать полный текст статьи:
~638 кБ, *.pdf
(Размещен
03.07.2022)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte