Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 336.6
Применение финансовой информации для управления корпоративными рисками, обусловленными пандемией COVID-19
М.С.Д. Дахел 1, В.А. Кокшаров 2, Г.А. Агарков 2
1 Аль-Фурат Аль-Авсат технический университет, Наждаф, Ирак,
2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация
Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на экономику на всех уровнях, от глобальных рынков до микропредприятий. При этом пандемия и ее последствия оставили широкий цифровой след. Его изучение представляется чрезвычайно актуальным, так как подходы к анализу цифрового следа пандемии и использование его результатов для управления рисками могут быть успешно применены в случае возникновения аналогичных угроз. Актуальность проблемы признается и учеными-экономистами, которые отмечают существенное влияние пандемии на экономику и экономическую теорию в целом. Целью исследования является разработка подходов к оперативной количественной оценке влияния пандемии на университет на основе данных учетных финансовых систем, их апробация и генерация предложений по минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности. Научная гипотеза исследования состоит в том, что на основе анализа данных, передаваемых фонду социального страхования, о нетрудоспособности сотрудников может быть повышена эффективность управления рисками финансово-хозяйственной деятельности в условиях пандемии на уровне университета. Рост эффективности обеспечивается коррекцией планов по минимизации рисков с учетом неоднородности влияния пандемии на сотрудников в зависимости от возраста, гендера, принадлежности к категории персонала. Для интеграции и анализа данных авторами использовались подходы Data Science. На примере данных Уральского федерального университета показана информативность анализируемых данных и какие управленческие решения по минимизации рисков могут быть приняты на их основе. Предложен подход к количественному анализу воздействия пандемии на сотрудников юридического лица. Продемонстрирована эффективность применения дистанционного обучения для противодействия пандемии, уязвимость для пандемии отдельных категорий сотрудников, гендерная структура нетрудоспособности. Теоретическая значимость работы состоит в разработке подходов к использованию финансовой информации для совершенствования управления рисками. Полученная информация может быть применена на практике, в частности, для уточнения расчета резервов, совершенствование технических заданий при разработке информационных систем.
Ключевые слова
пандемия COVID-19; управление рисками; финансовая информация; социальное страхование.
JEL classification
I12, I23Список использованной литературы
1. Винслав Ю. Б. Экономика-2021: сохранение фундаментальных проблем, императивность и направления трансформации макроуровневых управленческих моделей // Российский экономический журнал. 2021. № 1. С. 3–31. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2021-1-3-31
2. Дементьев В. Е. О перспективах эволюции проблематики экономической теории в период после пандемии COVID-19 // Российский экономический журнал. 2021. № 3. С. 3–14. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2021-3-03-14
3. McKibbin W., Fernando R. The global macroeconomic impacts of covid-19: Seven scenarios // Asian Economic Papers. 2021. Vol. 20, Issue 2. Pp. 1–30. https://doi.org/10.1162/asep_a_00796
4. Miles I., Belousova V., Chichkanov N., Krayushkina Zh. The Impact of the Coronacrisis on KIBS Sector. Foresight and STI Governance // Foresightand STI Governance. 2021. Vol. 15, No. 1. Pp. 6–18. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.1.6.18
5. Zemtsov S., Chepurenko A., Mikhailov A. Pandemic Challenges for the Technological Startups in the Russian Regions // Foresight and STI Governance. 2021. Vol. 15, No. 4. Pp. 61–77. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.4.61.77
6. Janssen M., van der Voort H. Agile and adaptive governance in crisis response: Lessons from the COVID-19 pandemic // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 55. Р. 102180. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102180
7. Aristovnik A., Keržič D., Ravšelj D., Tomaževič N., Umek L. Impacts of the COVID-19 pandemic on life of higher education students: A global perspective // Sustainability. 2020. Vol. 12, Issue 20. Р. 8438. https://doi.org/10.3390/su12208438
8. Qiu Y., Chen X., Shi W. Impacts of social and economic factors on the transmission of coronavirus disease 2019 (COVID-19) in China // Journal of Population Economics. 2020. Vol. 33, Issue 4. Pp. 1127–1172. https://doi.org/10.1007/s00148-020-00778-2
9. Ascani A., Faggian A., Montresor S. The geography of COVID-19 and the structure of local economies: The case of Italy // Journal of Regional Science. 2021. Vol. 61, Issue 2. Pp. 407–441. https://doi.org/10.1111/jors.12510
10. Krzysztofik R., Kantor-Pietraga I., Spórna T. Spatial and functional dimensions of the COVID-19 epidemic in Poland // Eurasian Geography and Economics. 2020. Vol. 61, Issue 4-5. Pp. 573–586. https://doi.org/10.1080/15387216.2020.1783337
11. Hassan M. K., Rabbani M. R., Mohd. Ali M. A. Challenges for the Islamic Finance and banking in post COVID era and the role of Fintech // Journal of Economic Cooperation and Development. 2020. Vol. 41, Issue 3. Pp. 93–116. URL: https://www.econbiz.de/Record/challenges-for-the-islamic-finance-and-banking-in-post-covid-era-and-the-role-of-fintech-hassan-kabir/10012594363
12. Гимпельсон В. Е. Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях коронакризиса // Вопросы экономики. 2022. № 2. С. 69–94. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-2-69-94
13. Комарова И. П., Сигарев А. В., Устюжанина Е. В. Дистанционная занятость в формируемой в России цифровой экономике: уроки пандемии // Российский экономический журнал. 2020. № 4. С. 31–41. https://10.33983/0130-9757-2020-4-31-41
14. Craig L., Churchill B. Working and Caring at Home: Gender Differences in the Effects of Covid-19 on Paid and Unpaid Labor in Australia // Feminist Economics. 2021. Vol. 27, Issue 1-2. Pp. 310–326. https://doi.org/10.1080/13545701.2020.1831039
15. Yamamura E., Tsustsui Y. The impact of closing schools on working from home during the COVID-19 pandemic: evidence using panel data from Japan // Review of Economics of the Household. 2021. Vol. 19, Issue 1. Pp. 41–60. https://doi.org/10.1007/s11150-020-09536-5
16. Keogh-Brown M. R., Jensen H. T., Edmunds W. J., Smith R. D. The impact of Covid-19, associated behaviours and policies on the UK economy: A computable general equilibrium model // SSM – Population Health. 2020. Vol. 12. Р. 100651. https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2020.100651
17. Минаев А. И., Исаева О. Н., Кирьянова Е. А., Горнов В. А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии. // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. https://doi.org/10.17513/spno.29858
18. Daniel S.J. Education and the COVID-19 pandemic // Prospects. 2020. Vol. 49. Pp. 91–96. https://doi.org/10.1007/s11125-020-09464-3
19. Церюльник А. Ю. Функционирование университета в условиях дистанционного формата обучения в период пандемии COVID-19 // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 139–143. https://doi.org/10.5281/zenodo.3893212
20. Bao W. COVID-19 and onlineteaching in higher education: A case study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2, Issue 2. Рр. 113–115. https://doi.org/10.1002/hbe2.191
21. Watermeyer R., Crick T., Knight C., Goodall J. COVID-19 and digital disruption in UK universities: afflictions and affordances of emergency online migration // Higher Education. 2021. Vol. 81, Issue 3. Pp. 623–641. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y
22. Alqahtani A. Y., Rajkhan A. A. E-learning critical success factors during the covid-19 pandemic: A comprehensive analysis of e-learning managerial perspectives // Education Sciences. 2020. Vol. 10, Issue 9. P. 216. https://doi.org/10.3390/educsci10090216
23. Rapanta C., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Postdigital Science and Education. 2020. Vol. 2. Pp. 923–945. https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y
24. Almaiah M. A., Al-Khasawneh A., Althunibat A. Exploring the critical challenges and factors influencing the E-learning system usage during COVID-19 pandemic // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. Pp. 5261–5280. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10219-y
25. Davies A., Sharefeen R. Al. Enhancing academic integrity in a UAE safety, security defence emergency management academy – the Covid-19 response and beyond // International Journal for Educational Integrity. 2022. Vol. 18. Article Number 17. https://doi.org/10.1007/s40979-022-00110-3
26. Агарков Г. А., Сандлер Д. Г., Сущенко А. Д. Год после вспышки COVID-19: восприятие потенциальными студентами качества высшего образования в контексте цифровизации и смешанного обучения // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 646–660. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.646-660
27. Темирова З. Д. Социальное страхование как одна из форм социальной защиты населения // Вестник Академии знаний. 2016. № 17 (2). С. 31–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-strahovanie-kak-odna-iz-form-sotsialnoy-zaschity-naseleniya
28. Fama E. F. Finance at the University of Chicago // Journal of Political Economy. 2017. Vol. 125, Issue 6. Pp. 1790–1799. https://doi.org/10.1086/694623
29. Kiwana D., Johansson B. Finance information systems usage in universities in a developing country: Implementing factors and their influence on use // Lecture Notes in Business Information Processing. 2017. Vol. 295. Pp. 212–230. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64930-6_16
30. Jiang M. Research on Influencing Factors and Early Warning of University Finance Based on Decision Tree Model // Mobile Information Systems. 2022. Article ID 5490758. https://doi.org/10.1155/2022/5490758
Информация об авторах
Дахел Мустафа Салех Дахел
Лектор, Аль-Фурат Аль-Авсат технический университет, г. Наджаф, Ирак (54003, Iraq, Najaf city, Babylon-Najaf street, 1); ORCID 0000-0002-3610-5088; e-mail: mustafaaladli@gmail.com.
Кокшаров Виктор Анатольевич
Кандидат исторических наук, ректор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0003-0978-5062; e-mail: v.a.koksharov@urfu.ru.
Агарков Гавриил Александрович
Доктор экономических наук, заведующий научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0002-6533-3557; e-mail: g.a.agarkov@urfu.ru.
Для цитирования
Дахел М.С.Д., Кокшаров В.А., Агарков Г.А. Применение финансовой информации для управления корпоративными рисками, обусловленными пандемией COVID-19 // Journal of Applied Economic Research. 2023. Т. 22, № 1. С. 190-208. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.1.009.
Информация о статье
Дата поступления 10 января 2023 г.; дата поступления после рецензирования 30 января 2023 г.; дата принятия к печати 22 февраля 2023 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.1.009
Скачать полный текст статьи:
~1 МБ, *.pdf
(Размещен
05.03.2023)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte