Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 339.1, 339.9
Цифровые технологии и эффективность торговли в странах Африки южнее Сахары
Сака Джимо Олакунле
Государственный университет Лагоса, г. Лагос, Нигерия
Аннотация
В исследовании рассматривается взаимосвязь между цифровыми технологиями и показателями торговли с акцентом на экспортную торговлю в странах Африки южнее Сахары. Основные цели состоят в том, чтобы изучить влияние цифровых технологий, измеряемое импортом товаров, использующих информационно-коммуникационные технологии, использованием Интернета и числом абонентов мобильных телефонных сервисов, на экспортную торговлю в странах Африки южнее Сахары (АЮС), а также оценить связь между уровнем развития региона и состоянием экспортной торговли с развитием цифровых технологий, наиболее подходящих для содействия торговле в регионе. Гипотезы исследования заключаются в следующем: 1) импорт товаров, использующих информационно-коммуникационные технологии, использование Интернета и подписка на мобильные сервисы не оказывают существенного влияния на экспортную торговлю в АЮС; 2) развитие региона заметно не связано с экспортной торговлей в АЮС; 3) никакие виды цифровых технологий не могут облегчить процесс торговли в регионе. В работе применялся метод оценки панельной регрессии с учетом метода наименьших квадратов панели, фиксированного эффекта и методов оценки случайного эффекта. Результаты показывают, что импортируемые товары, использующие информационно-коммуникационные технологии, оказывают большее положительное и существенное влияние на потоки экспортной торговли по сравнению с использованием Интернета, демонстрируя теоретическую и практическую значимость технологий для осуществления торговли. Степень развития региона низкая и не оказывает заметного влияния на торговые потоки в регионе, что свидетельствует о том, что торговая интеграция может лучше развиваться в хорошо структурированной экономике. Избыточный тест с фиксированным эффектом подтверждает, что панельная оценка методом наименьших квадратов лучше по сравнению с оценкой с фиксированным эффектом. Тест Хаусмана показывает, что оценка случайного эффекта также лучше, чем оценка фиксированного эффекта. Для достижения реального вклада процесса цифровизации в АЮС лица, определяющие политику, должны преследовать основные цели, которые позволили бы решить проблемы, препятствующие его успеху.
Ключевые слова
цифровые технологии; торговля; метод наименьших квадратов; фиксированный эффект; случайный эффект.
JEL classification
F10, N7, O3, O31, O32, O33Список использованной литературы
1. Acemoglu D., Aghion P., Lelarge C., Reenen J.V., Zilibotti F. Technology, Information, and the Decentralization of the Firm // Quarterly Journal of Economics. 2007. Vol. 122, Issue 4. Рр. 1759–1799. doi.org/10.1162/qjec.2007.122.4.1759
2. Nipo D.T., Bujang I., Hassan H. Global digital divide: reassessing the evidence behind ICT and its contribution to trade among the ICT haves and have-nots in developing economies // Journal of Business & Retail Management Research. 2018. Vol. 12, Issue 3. Рр. 47–58. dx.doi.org/10.24052/JBRMR/V12IS03/ART-05
3. Sircar S., Choi J.Y. A study of the impact of information technology on firm performance: a flexible production function approach // Information Systems Journal. 2009. Vol. 19, Issue 3. Рр. 313–339. doi.org/10.1111/j.1365-2575.2007.00274.x
4. Bakos Y. The Emerging Landscape for Retail E-Commerce // Journal of Economic Perspectives. 2001. Vol. 15, No. 1. Рр. 69–80. doi.org/10.1257/jep.15.1.69
5. Ha L.T. Impacts of digital business on global value chain participation in European countries // AI & SOCIETY. 2002. doi.org/10.1007/s00146-022-01524-w
6. Baldwin R., Venables A.J. Spiders and snakes: offshoring and agglomeration in the global economy // Journal of International Economics. 2013. Vol. 90, Issue 2. Рр. 245–254. doi.org/10.1016/j.jinteco.2013.02.005
7. Akinyemi K. Information Technology in Nigeria Education // Eurit 86: Developments in Educational Software and Courseware. Proceedings of the First European Conference on Education and Information Technology Developments in Educational Software and Courseware. Elsevier, 1987. Рр. 515–522. doi.org/10.1016/B978-0-08-032693-1.50082-4
8. Choi C. The effect of the Internet on service trade // Economics Letters. 2010. Vol. 109, Issue 2. Рр. 102–104. doi.org/10.1016/j.econlet.2010.08.005
9. Parker M.J., Fraser C., Abele-Domer L., Bonsall D. Ethics of instantaneous contact tracing using mobile phone apps in the control of the COVID-19 pandemic // Journal of Medical Ethics. 2020. Vol. 46, Issue 7. Рр. 427–431. dx.doi.org/10.1136/medethics-2020-106314
10. Baldwin R. The Great Convergence: Information Technology and the New Globalization. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2016. 330 р. doi.org/10.2307/j.ctv24w655w
11. Lopez-Gonzalez J., Jouanjean M. Digital trade: Developing a framework for analysis // OECD Trade Policy Papers. No. 205. Paris: OECD Publishing, 2017. 24 р. dx.doi.org/10.1787/524c8c83-en
12. Baldwin R., Forslid R. Globotics and development: When manufacturing is jobless and services tradable // WIDER Working Paper 2019/94. United Nations University World Institute for Development Economics Research, 2019. 39 р.. doi.org/10.35188/UNU-WIDER/2019/730-9
13. Zhao K, Yang J, Wu W. Impacts of Digital Economy on Urban Entrepreneurial Competencies: A Spatial and Nonlinear Perspective // Sustainability. 2023. Vol. 15, Issue 10. Р. 7900. doi.org/10.3390/su15107900
14. Kan D, Lyu L, Huang W, Yao W. Digital Economy and the Upgrading of the Global Value Chain of China’s Service Industry // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. 2022. Vol. 17, Issue 4. Pp. 1279–1296. doi.org/10.3390/jtaer17040065
15. Dasgupta P., Stiglitz J. Industrial structure and the nature of innovative activity // The Economic Journal. 1980. Vol. 90, No. 358. Pp. 266–293. doi.org/10.2307/2231788
16. Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. Competition and innovation: An inverted-U relationship // Quarterly Journal of Economics. 2005. Vol. 120, Issue 2. Pp. 701–728. dx.doi.org/10.1093/qje/120.2.701
17. Chen C., Steinwender C. Import competition, heterogeneous preferences of managers, and productivity// Journal of International Economics. 2021. Vol. 133. Р. 103533. doi.org/10.1016/j.jinteco.2021.103533
18. Brezis E.S., Krugman P.R., Tsiddon D. Leapfrogging in international Competition: A theory of Cycles in National Technological Leadership // American Economic Review. 1993. Vol. 83, No. 5. Pp. 1211–1219. URL: www.jstor.org/stable/2117557
19. Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. Massachusetts: The MIT Press, 2001. 382 р. URL: mitpress.mit.edu/9780262561471/the-spatial-economy/
20. Leviakangas P. Digitalisation of Finland’s transport sector // Technology in Society. 2016. Vol. 47. Pp. 1–15. doi.org/10.1016/j.techsoc.2016.07.001
21. Felbermayr G., Grossmann W., Kohler W. Migration, International Trade, and Capital Formation: Cause or Effect? // Handbook of the Economics of International Migration. 2015. Vol. 1. Рр. 913–1025. doi.org/10.1016/B978-0-444-53768-3.00018-7
22. Newbold K.B. The New Economic Geography in the Context of Migration // In: Handbook of Regional Science / Edited by M.M. Fischer, P. Nijkamp. Springer Berlin, Heidelberg, 2020. 1500 р. doi.org/10.1007/978-3-642-36203-3_146-1
23. Hoffman D.L., Novak T.P. Consumer and object experience in the internet of things: An assemblage theory approach // Journal of Consumer Research. 2017. Vol. 44, Issue 6. Рр. 1178–1204. dx.doi.org/10.1093/jcr/ucx105
24. Visser R. The effect of the internet on the margins of trade // Information Economics and Policy. 2019. Vol. 46. Pp. 41–54. doi.org/10.1016/j.infoecopol.2018.12.001
25. Autor D., Dorn D., Hanson G.H., Pisano G., Shu P. Foreign competition and domestic innovation: Evidence from US patents // American Economic Review: Insights. 2020. Vol. 2, No. 3. Pp. 357–374. doi.org/10.1257/aeri.20180481
26. Xu R., Gong K. Does Import Competition Induce R&D Reallocation? Evidence from the US // IMF Working Paper. WP/17/253. International Monetary Fund, 2017. 44 р. doi.org/10.5089/9781484326008.001
27. Bloom N., Draca M., Reenen J.V. Trade induced technical change? The impact of Chinese imports on innovation, IT and productivity // The Review of Economic Studies. 2016. Vol. 83, Issue 1. Pp. 87–117. doi.org/10.1093/restud/rdv039
28. Olken B.A. Do Television and Radio Destroy Social Capital: Evidence from Indonesian villages // American Economic Journal: Applied Economics. 2009. Vol. 1, No. 4. Pp. 1–33. doi.org/10.1257/app.1.4.1
29. Jensen R., Oster E. The Power of TV: Cable Television and Women’s Status in India // The Quarterly Journal of Economics. 2009. Vol. 124, Issue 3. Pp. 1057–1094. doi.org/10.1162/qjec.2009.124.3.1057
30. Aker J., Klein M., O’Connell S.A. Are Borders Barriers? The impact of International and Internal Ethnic Borders on Agricultural Markets in West Africa // Center for Global Development. Working Paper No. 208. Center for Global Development, 2010. 47 р. dx.doi.org/10.2139/ssrn.1693900
31. Abehansky A.L., Hibert M. Digital technology and international trade: Is it the quantity of subscriptions or the quality of data that matters? // Telecommunications Policy. 2017. Vol. 41, Issue 1. Pp. 35–48. doi.org/10.1016/j.telpol.2016.11.001
32. Chu S.H., Guo S.Y. Information and Communication Technology and International Trade: A Case of China-ASEAN Countries // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 5th Annual International Conference on Management, Economics and Social Development (ICMESD 2019). Vol. 87. Atlantis Press, 2019. Pp. 206–211. doi.org/10.2991/icmesd-19.2019.31
33. Xing Z. The Impact of Information and Communication Technology (ICT) and E-Commerce on Bilateral Trade Flows // International Economics and Economic Policy. 2017. Vol. 15, Issue 3. Pp. 565–586. doi.org/10.1007/s10368-017-0375-5
34. Ozcan B. Information and Communications Technology (ICT) and International Trade: Evidence from Turkey // Eurasian Economic Review. 2017. Vol. 8, Issue 1. Pp. 93–113. doi.org/10.1007/s40822-017-0077-x
35. Macedoni L. Large multiproduct exporters across rich and poor countries: Theory and evidence // Journal of Development Economics. 2022. Vol. 156. Р. 102835. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2022.102835
Благодарности
Я благодарен World Development Indicators, официальному сайту данных, откуда были собраны данные, использованные для этого исследования.
Информация об авторах
Олакунле Сака Джимо
PhD, доцент экономики, факультет экономики государственного университета Лагоса, г. Лагос, Нигерия (Badagry expressway, Ojo, Lagos, P.O BOX 0001, LASU Post Office P.M.B 1087, Apapa,); ORCID https://orcid.org/0000-0003-1905-7114 e-mail: jaystatistics@yahoo.com
Для цитирования
Олакунле С.Д. Цифровые технологии и эффективность торговли в странах Африки южнее Сахары // Journal of Applied Economic Research. 2023. Т. 22, № 3. С. 480-496. https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.3.020
Информация о статье
Дата поступления 27 марта 2023 г.; дата поступления после рецензирования 8 июня 2023 г.; дата принятия к печати 3 августа 2023 г.
DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.3.020
Скачать полный текст статьи:
~669 кБ, *.pdf
(Размещен
30.09.2023)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte