Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 658.14
Влияние бизнес-модели на размер инвестиций, полученных стартапом на стадии Series A на рынке США
Д. А. Зубакина, П. Е. Колясов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация
Множество исследований посвящено факторам, влияющим на рыночный успех стартапа. На ранних стадиях развития стартапа приоритетным является получение инвестиций. Однако тема влияния различных факторов, а именно выбора бизнес-модели, на размер инвестиций, полученных стартапом, является малоизученной. Целью данного исследования является оценка влияния бизнес-модели на размер инвестиций, полученных стартапом на стадии Series A. Проверяемая гипотеза - используемые стартапом паттерны бизнес-модели влияют на размер полученных инвестиций на стадии Series A на рыке США. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были применены Т-тест Стьюдента и тест Манна - Уитни на выборке из 2313 стартапов для сравнения групп, которые используют определенный паттерн бизнес-модели и не используют. В результате исследования было выявлено влияние бизнес-модели для разных отраслей. Исходя из того, что различные бизнес-модели имеют разное влияние на размер инвестиций, для основателей стартапов были выделены модели, приводящие к увеличению размера инвестиций и к уменьшению. Результаты данной статьи позволяют стартапам сравнить выбранную ими модель с теми, которые позволяют получить больший размер инвестиций, и изменить выбранную стратегию. Данное исследование отличается оригинальностью примененных методов и уникальным размером выборки в рамках оценки влияния фактора бизнес-модели. Результаты данного исследования служат толчком к включению фактора бизнес-модели в дальнейшие исследования, посвященные комплексной оценки инвестиционной привлекательности стартапа и создания модели машинного обучения для прогнозирования успешности получения инвестиций и размера инвестиций, на которые может рассчитывать стартап.
Ключевые слова
бизнес-модель; стартап; Series A; инвестиции; влияние; отрасль; финансирование.
JEL classification
M13Список использованной литературы
1. Krishna A., Agrawal A., Choudhary A. Predicting the Outcome of Startups: Less Failure, More Success // 2016 IEEE 16th International Conference on Data Mining Workshops (ICDMW). IEEE, 2016. Pp. 798–805. https://doi.org/10.1109/ICDMW.2016.0118
2. Cantamessa M, Gatteschi V, Perboli G, Rosano M. Startups’ Roads to Failure // Sustainability. 2018. Vol. 10, Issue 7. P. 2346. https://doi.org/10.3390/su10072346
3. Yusupova A.T., Ryazantseva A.V. High-Tech Entrepreneurship in the Russian Regions: Conditions for the Emergence of New Companies // Regional Research of Russia. 2022. Vol. 12. Pp. 143–153. https://doi.org/10.1134/S207997052202023X
4. Bednár R., Tarišková N. Indicators of startup failure // Industry 4.0. 2017. Vol. 2, Issue 5. Pp. 238–240. URL: https://stumejournals.com/journals/i4/2017/5/238.full.pdf
5. Cassar G. The financing of business start-ups // Journal of Business Venturing. 2004. Vol. 19, Issue 2. Pp. 261–283. https://doi.org/10.1016/S0883-9026(03)00029-6
6. Massa L., Tucci C.L., Afuah A. A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. 2017. Vol. 11, No. 1. Pp. 73–104. https://doi.org/10.5465/annals.2014.0072
7. Zott C., Amit R., Massa L. The business model: recent developments and future research // Journal of Management. 2011. Vol. 37, Issue 4. Pp. 1019–1042. https://doi.org/10.1177/0149206311406265
8. DaSilva C.M., Trkman P. Business model: What it is and what it is not // Long Range Planning. 2014. Vol. 47, Issue 6. Pp. 379–389. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2013.08.004
9. Schuh G., Studerus B., Hämmerle C. Development of a Life Cycle Model for Deep Tech Startups // Journal of Production Systems and Logistics. 2022. Vol. 2. P. 5. https://doi.org/10.15488/11730
10. Ewens M., Malenko N. Board Dynamics Over the Startup Life Cycle // Finance Working Paper No. 687/2020. European Corporate Governance Institute, 2022. 56 p. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3640898
11. Pal A. Financing Small Tech Firms in India vs. Canada: A Comparative Study. 2021. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3890898
12. Lyu S., Ling S., Guo K., Zhang H., Zhang K., Hong S., Ke Q., Gu J. Graph neural network based vc investment success prediction. Arxiv preprint arXiv:2105.11537. 2021. 11 p. https://doi.org/10.48550/arXiv.2105.11537
13. Ross G., Das S., Sciro D., Raza H. CapitalVX: A machine learning model for startup selection and exit prediction // Journal of Finance and Data Science. 2021. Vol. 7. Pp. 94–114. https://doi.org/10.1016/j.jfds.2021.04.001
14. Sharchilev B., Roizner M., Rumyantsev A., Ozornin D. Web-based startup success prediction // Proceedings of the 27th ACM international conference on information and knowledge management. 2018. Pp. 2283–2291. https://doi.org/10.1145/3269206.3272011
15. Bai S., Zhao Y. Startup investment decision support: Application of venture capital scorecards using machine learning approaches // Systems. 2021. Vol. 9, Issue 3. P. 55. https://doi.org/10.3390/systems9030055
16. Gastaud C., Carniel T., Dalle J.M. The varying importance of extrinsic factors in the success of startup fundraising: competition at early-stage and networks at growth-stage. ArXiv preprint arXiv:1906.03210. 2019. 14 p. https://doi.org/10.48550/arXiv.1906.03210
17. Montani D., Gervasio D., Pulcini A. Startup company valuation: The state of art and future trends // International Business Research. 2020. Vol. 13, No. 9. Pp. 31–45. https://doi.org/10.5539/ibr.v13n9p31
18. Weking J., Böttcher T.P., Hermes S., Hein A. Does Business Model Matter for Startup Success? A Quantitative Analysis. Proceedings of the 27th European Conference on Information Systems (ECIS), Stockholm & Uppsala, Sweden. 2019. 77. URL: https://aisel.aisnet.org/ecis2019_rip/77
19. Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. The St. Gallen business model navigator. Working Paper University of St. Gallen. University of St. Gallen, 2013. URL: https://bmilab.com/business-model-navigator-full-paper
20. Prohorovs A., Bistrova J., Ten D. Startup success factors in the capital attraction stage: Founders’ perspective // Journal of East-West Business. 2019. Vol. 25, Issue 1. Pp. 26–51. https://doi.org/10.1080/10669868.2018.1503211
21. Böttcher T.P., Bootz V., Zubko T., Weking J., Böhm M., Krcmar H. Enter the Shark Tank: The Impact of Business Models on Early Stage Financing // In: Innovation Through Information Systems Volume III: A Collection of Latest Research on Management Issues. Lecture Notes in Information Systems and Organisation. Vol. 48. Edited by F. Ahlemann, R. Schütte, S. Stieglitz. Springer Cham, 2021. Pp. 275–289. https://doi.org/10.1007/978-3-030-86800-0_20
22. Yusuf A. An empirical investigation of the organisation life cycle model for small business development and survival in the South Pacific // Journal of Enterprising Culture. 1997. Vol. 5, No. 4. Pp. 423–445. https://doi.org/10.1142/S0218495897000247
23. Li J. Place to Space: Migrating to E‐business Models // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2004. Vol. 11, Issue 3. Pp. 418–419. https://doi.org/10.1108/14626000410551690
24. Singh A. Significance of Research Process in Research Work. 2021. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3815032
25. Adizes I. Managing Corporate Lifecycles. Adizes Institute Publishing. 2004. URL: https://archive.org/search?query=external-identifier%3A%22urn%3Aoclc%3Arecord%3A243597462%22
26. Jabłoński A., Jabłoński M. Digital Business Models: Perspectives on Monetisation. London: Routledge, 2020. 214 p. http://dx.doi.org/10.4324/9780429322679-4
27. Dijkman R.M., Sprenkels B., Peeters T., Janssen A. Business models for the Internet of Things // International Journal of Information Management. 2015. Vol. 35, Issue 6. Pp. 672–678. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.07.008
28. Olsen R.K., Solvoll M.K. Reinventing the business model for local newspapers by building walls // Journal of Media Business Studies. 2018. Vol. 15, Issue 1. Pp. 24–41. https://doi.org/10.1080/16522354.2018.1445160
29. Schuh G., Wenger L., Stich V., Hicking J., Gailus J. Outcome economy: Subscription business models in machinery and plant engineering // Procedia CIRP. 2020. Vol. 93. Pp. 599–604. https://doi.org/10.1016/j.procir.2020.04.146
30. Fiig T., Goyons O., Adelving R., Smith B. Dynamic pricing–The next revolution in RM? // Journal of Revenue and Pricing Management. 2016. Vol. 15. Pp. 360–379. https://doi.org/10.1057/rpm.2016.28
31. Böhm M., Weking J., Fortunat F., Müller S., Welpe I.M., Krcmar H. The Business Model DNA: Towards an Approach for Predicting Business Model Success // Wirtschaftsinformatik und Angewandte Informatik. St. Gallen, 2017. Pp. 1006–1020. URL: https://wi2017.ch/images/wi2017-0333.pdf
32. McKight P.E., Najab J. Kruskal-wallis test // The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010. Vol. 1. Pp. 1–10. https://doi.org/10.1002/9780470479216.corpsy0491
33. Ostertagova E., Ostertag O., Kováč J. Methodology and application of the Kruskal-Wallis test // Applied Mechanics and Materials. 2014. Vol. 611. Pp. 115–120. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMM.611.115
34. von Delft S., Zhao Y. Business models in process industries: Emerging trends and future research // Technovation. 2021. Vol. 105. Р. 102195. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2020.102195
35. Gompers P.A., Gornall W., Kaplan S.N., Strebulaev I.A. How do venture capitalists make decisions? // Journal of Financial Economics. 2020. Vol. 135, Issue 1. Pp. 169–190. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2019.06.011
36. Ghirvu A.I. The AIDA Model for Advergames // The USV Annals of Economics and Public Administration. 2013. Vol. 13, Issue 1. Pp. 90–98. URL: http://www.annals.seap.usv.ro/index.php/annals/article/viewFile/497/548
37. Ch P.D., Idqan F., Imam S.A. Factors affecting investor decisions to invest in startup: a case study of startup XYZ // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2019. Issue 5 (89). Pp. 217–226. http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2019-05.27
38. Sato S. Freemium as optimal menu pricing // International Journal of Industrial Organization. 2019. Vol. 63. Pp. 480–510. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2018.12.006
Информация об авторах
Зубакина Дарья Алексеевна
Старший преподаватель Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID https://orcid.org/0000-0002-3659-7019 e-mail: d.a.zubakina@urfu.ru
Колясов Павел Егорович
Бакалавр в области менеджмента, Институт экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID https://orcid.org/0009-0004-6022-8979 e-mail: p.kolyasov@mail.ru
Для цитирования
Зубакина Д.А., Колясов П.Е. Влияние бизнес-модели на размер инвестиций, полученных стартапом на стадии Series A на рынке США // Journal of Applied Economic Research. 2023. Т. 22, № 3. С. 551-571. https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.3.023
Информация о статье
Дата поступления 19 июля 2023 г.; дата поступления после рецензирования 23 августа 2023 г.; дата принятия к печати 4 сентября 2023 г.
DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.3.023
Скачать полный текст статьи:
~925 кБ, *.pdf
(Размещен
30.09.2023)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte