Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
Вес нетто экономики региона: политика приращения и межбюджетные отношения
Гусев А.Б.
Аннотация
В государственном управлении региональная экономика воспринимается преимущественно с точки зрения территориального размещения экономического потенциала без учета структуры хозяйствующих субъектов. Такой подход мешает определять успешность региональной экономической политики, не позволяет обосновывать пропорции распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом региона, камуфлирует ответственность регионального менеджмента, перекладывая ее на федеральный уровень. Целью исследования является апробация подхода к оценке масштаба чистой региональной экономики для разработки предложений по совершенствованию государственной политики пространственного развития и межбюджетных отношений. Размер чистой региональной экономики предложено оценивать долей малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте. Для анализа межбюджетных отношений введен индекс доходной компенсации, учитывающий покрытие возвращаемыми в регион федеральными ресурсами дисбаланса между чистой региональной экономикой и долей переданных в федеральный бюджет доходов, сгенерированных в регионе. В развитие методического обеспечения межрегионального распределения средств предложен индекс пенсионной компенсации для оценки самодостаточности регионов в поддержке пенсионеров. В результате апробации разработанных методик из 85 регионов выявлено 13 относительно самостоятельных, но в разной степени экономически благополучных регионов, на которые в 2015 году приходилось 11,5 % валового внутреннего продукта страны. Сделан вывод о невосполнении федеральным бюджетом необоснованно в контексте чистой региональной экономики изъятых доходов у Кировской области, Пензенской области и Забайкальского края. Показана массовая неспособность регионов самостоятельно выполнять пенсионные обязательства независимо от размера чистой региональной экономики. Разработан комплекс предложений о распределении поступлений по федеральным налогам с дополнительного прироста чистой региональной экономики, включая варианты расчета налогооблагаемой базы, механизмы льготного кредитования через лояльные региональные банки. В свете ожидаемого ввода прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц предложено делегировать регионам право их определения в целях стимулирования деловой активности, поддержки работающих социальных групп.
Ключевые слова
государственная региональная политика; малый и средний бизнес; масса нетто региональной экономики; межбюджетные отношения; региональное экономическое развитие; стратегия пространственного развития России.
Список использованной литературы
1. Зубаревич Н.В. «Лукавые цифры» на карте Родины // ЭКО. 2012. № 4. С. 74–85.
2. Шибилева О.В., Севостьянова Е.С., Бояркина Е.В. Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. № 4 (70). С. 434–436.
3. Нестеренко И.Ю. Механизм формирования региональной политики регулирования предпринимательской деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 3 (378). С. 46–57.
4. Мишурова И.В. Трансформация системы управления малым и средним бизнесом на региональном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 28–34.
5. Дмитриева Е.О. Модели развития малого предпринимательства в моногородах Российской Федерации // Ars Administrandi. 2017. Т. 9, № 2. С. 195–216.
6. Плетнев Д.А., Николаева Е.В. Успешность среднего бизнеса Челябинской области: анализ ключевых сфер деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). С. 128–144.
7. Обатуров А.А Развитие программ поддержки малого и среднего пред-принимательства в Санкт-Петербурге // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2014. № 4 (48). С. 118–126.
8. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и средне-го бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. 2015. № 1. С. 115–131.
9. Алещенко В.В. Государственная поддержка субъектов малого и сред-него предпринимательства в России: пространственные проблемы // Пространственная экономика. 2015. № 1. С. 123–134.
10. Schubert T., Kroll H. Universities’ Effects on Regional GDP and Unem-ployment: the Case of Germany // Papers in Regional Science. 2016. Vol. 95, Is. 3. Р. 467–489.
11. Kochetkov D.M., Larionova V.A., Vukovic D.B. Entrepreneurial Capacity of Universities and its Impact on Regional Economic Growth // Ekonomika Regiona. 2017. Vol. 13, Is. 2. Р. 477–488.
12. O’Neal M. Invisible and Slow: Small Business and the “Civic-Ness” of Russia’s Regions, 1991–2009 // Post-Soviet Affairs. 2014. Vol. 30, No. 4. Р. 324–340.
13. Tatarkin A.I. Regional Targeting of the Russian Economic Policy: an Insti-tution for Spatial Planning of Territories // R-Economy. 2016. Vol. 2, Is. 1. Р. 1–16.
14. Печенская М.А. Развитие межбюджетных отношений в России в 2000–2015 гг. // Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. С. 117–130.
15. Кадочников Д.В. Российская Федерация и Китайская Народная Рес-публика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 2. С. 76–92.
16. Герасимов В.Г., Ушаков В.А. Зарубежный опыт управления межбюд-жетными отношениями и целесообразность его применения в Российской Фе-дерации // Вестник Воронежского государственного технического университе-та. 2011. Т. 7, № 4. С. 25–30.
17. Зубаревич Н.В. Ручное управление регионами // Прямые инвестиции. 2013. № 3 (131). С. 22–25.
18. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений // Налоги и финансовое право. 2010. № 4. С. 317–322.
19. Зубаревич Н.В. Межбюджетные отношения центра и регионов: экономические и институциональные аспекты // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 3 (23). С. 158–161.
20. Bikas E., Subačienė R., Astrauskaitė I., Keliuotytė-Staniulėnienė G. Evalu-ation of the Personal Income Progressive Taxation and the Size of Tax-Exempt Amount in Lithuania // EKONOMIKA. 2014. Vol. 93, Is. 3. Р. 84–101.
21. Caminada K., Goudswaard K. Does a Flat Rate Individual Income Tax Re-duce Tax Progressivity? A Simulation for the Netherlands // Public Finance and Management. 2001. Vol. 1, No. 4. Р. 471–499.
22. Bartha Z. Mid-Term Effects of the Flat Rate Personal Income Tax in Hun-gary // Humanities and Social Sciences. 2014. Vol. 19. Р. 25–42.
23. Rodríguez-Pose A., Ezcurra R. Is Fiscal Decentralization Harmful for Eco-nomic Growth? Evidence from the OECD Countries // SERC Discussion Paper. 2010. No. 51. London School of Economics, 2010. 44 р.
24. Baskaran T., Feld L.S. Fiscal Decentralization and Economic Growth in OECD Countries: is There a Relationship? // Public Finance Review. 2013. Vol. 41, No. 4. Р. 421–445.
25. Кузнецова О.В. Роль иностранного капитала в экономике российских регионов: возможности оценки и межрегиональные различия // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 59–70.
26. Осипова Ю.В. Основные тенденции кредитования малого и среднего предпринимательства в России в 2015 году // Деньги и кредит. 2016. № 2. С. 27–32.
27. Спасская Н.В. Эффективность механизмов регионального стимулирования субъектов малого предпринимательства (на материалах Орловской области) // Проблемы прогнозирования. 2013. № 5. С. 62–72.
28. Петров А.П. Закономерности формирования региональных кластерных инициатив // Экономика региона. 2013. № 1. С. 133–142.
Информация об авторах
Гусев Александр Борисович – кандидат экономических наук, заведующий отделом Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, г. Москва, Россия (<st1:metricconverter productid="105064, г" w:st="on">105064, г</st1:metricconverter>. Москва, ул. Земляной Вал, 50а, строение 6); email: a_goose@mail.ru.
Для цитирования
Гусев А.Б. Вес нетто экономики региона: политика приращения и межбюджетные отношения // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2018. Т. 17, № 1. С. 71-104. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.1.004.
Информация о статье
Дата поступления 22 ноября 2017 г.; дата принятия к печати 1 декабря 2017 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2018.17.1.004
Скачать полный текст статьи:
~648 кБ, *.pdf
(Размещен
07.03.2018)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte