Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 331.5
Масштабы несоответствия образовательного уровня работников сельскому рынку труда
С.Д. Капелюк, Е.Н. Лищук
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия
Аннотация
В статье исследуется проблема несоответствия полученного образования и должности среди работников, проживающих в сельской местности. Цель статьи в оценке масштабов недоиспользования образовательного потенциала работников в сельской местности и выявлении наиболее распространенных должностей для работников, недостаточно использующих свой потенциал. Гипотеза исследования: на сельском рынке труда не в полной мере востребованы образовательные компетенции специалистов. В качестве информационной базы исследования использованы микроданные Обследования рабочей силы Росстата за 2012–2018 ггы. Для выявления несоответствия применялась самооценка респондентами соответствия их работы полученной специальности. Для оценки недоиспользования образования нами предложен комбинированный подход, сочетающий самооценку респондентов и оценку формального соответствия между образованием и должностью на основе Общероссийского классификатора занятий. Анализ проведен по уровням образования: высшее и среднее профессиональное. В работе показано, что среди сельского населения продолжается рост доли занятых как с высшим, так и средним профессиональным образованием. Выявлено, что масштабы несоответствия образовательного уровня работников на селе намного значительнее по сравнению с городскими жителями. Для детализированного анализа авторами использованы данные о текущей должности респондентов. В результате установлено, что масштабы и вид несоответствия, а также занимаемая должность на текущий момент зависят от полученной специальности по диплому. Установлено недоиспользование образования у 65 % сельских жителей, работающих не по профессии, но имеющих высшее образование; и у 74 % – имеющих среднее профессиональное образование (вертикальное несоответствие). Наряду с этим у 77 % квалифицированных рабочих в сельской местности отмечено горизонтальное несоответствие, при котором имеется отличие по специальности, требуемое для данной профессии. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы при разработке государственной образовательной политики, в частности при определении перечня востребованных на сельском рынке труда профессий, а также при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для жителей сельской местности.
Ключевые слова
сельский рынок труда; занятость; трудоустройство; человеческий капитал; профессия; образовательно-профессиональное несоответствие; недостаточное образование; избыточное образование
JEL classification
J43, J24, I26Список использованной литературы
1. Тихонова Т., Шик О. Альтернативная занятость в сельской местности России. М.: ИЭПП, 2008. 224 с.
2. Калугина З.И. Ресурсный дефицит развития человеческого потенциала как угроза модернизации // Регион: экономика и социология. 2011. № 1. С. 50–70.
3. Вегрен С., Никулин А. Аграрные амбиции России и ее скромный сельский человеческий капитал // Экономическая политика. 2014. № 3. С. 7–35.
4. Варшавская Е.Я. Квалифицированные работники на сельском рынке труда: предложение и спрос // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 3. С. 25–42.
5. Nordin M., Persson I., Rooth D.-O. Education–occupation mismatch: Is there an income penalty? // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29, No. 6. Pp. 1047–1059. DOI 10.1016/j.econedurev.2010.05.005.
6. Verdugo R.R., Verdugo N.T. The impact of surplus schooling on earnings: Some additional findings // Journal of Human Resources. 1989. Vol. 24, No. 4. Pp. 629–643. DOI 10.2307/145998.
7. Chevalier A. Measuring over-education // Economica. 2003. Vol. 70. Pp. 509–531. DOI 10.1111/1468-0335.t01-1-00296.
8. Hartog J. Over-education and earnings: where are we, where should we go? // Economics of Education Review. 2000. Vol. 19, No. 2. Pp. 131–147. DOI 10.1016/S0272-7757(99)00050-3.
9. McGuinness S., Pouliakas K., Redmond P. Skill mismatch: concepts, measurement and policy approaches // Journal of Economic Surveys. 2018. Vol. 32, No. 4. Pp. 985–1015. DOI 10.1111/joes.12254.
10. Groot W., van den Brink H.M. Overeducation in the labor market: A meta-analysis // Economics of Education Review. 2000. Vol. 19, No. 2. Pp. 149–158. DOI 10.1016/S0272-7757(99)00057-6.
11. Hung C-Y. Overeducation and undereducation in Taiwan // Journal of Asian Economics. 2008. Vol. 19, No. 2. Pp. 125–137. DOI 10.1016/j.asieco.2008.02.001.
12. Wu N., Wang Q. Wage penalty of overeducation: New micro-evidence from China // China Economic Review. 2018. Vol. 50. Pp. 206–217. DOI 10.1016/j.chieco.2018.04.006.
13. Daly M., Buchel F., Duncan G. Premiums and penalties for surplus and deficit education: evidence from the United States and Germany // Economics of Education Review. 2000. Vol. 19, No. 2. Pp. 169–178. DOI 10.1016/S0272-7757(99)00041-2.
14. Tsai Y. Returns to overeducation: A longitudinal analysis of the U.S. labor market // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29, No. 4. Pp. 606–617. DOI 10.1016/j.econedurev.2010.01.001.
15. Clark B., Joubert C., Maurel A. The career prospects of overeducated Americans // IZA Journal of Labor Economics. 2017. Vol. 6, No. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://link.springer.com/article/10.1186/s40172-017-0053-4. DOI 10.1186/s40172-017-0053-4.
16. Vahey S.P. The great Canadian training robbery: evidence on the returns to educational mismatch // Economics of Education Review. 2000. Vol. 19, No. 2. Pp. 219–227. DOI 10.1016/S0272-7757(98)00029-6.
17. Chevalier A., Lindley J. Overeducation and the skills of UK graduates // Journal of the Royal Statistical Society: Series A (Statistics in Society). 2009. Vol. 172, Part 2. Pp. 307–337. DOI 10.1111/j.1467-985X.2008.00578.x.
18. Obiols-Homs F., Sanchez-Marcos V. Education outcomes and the labor market // Labour Economics. 2018. Vol. 54. Pp. 14–28. DOI 10.1016/j.labeco.2018.06.001.
19. Kupets O. Education-job mismatch in Ukraine: Too many people with tertiary education or too many jobs for low-skilled? // Journal of Comparative Economics. 2016. Vol. 44, No. 1. Pp. 125–147. DOI 10.1016/j.jce.2015.10.005.
20. Pearlman S., Rubb S. The impact of education-occupation mismatches on wages in Mexico // Applied Economics Letters. 2020. Vol. 27, No. 9. Pp. 744–747. DOI 10.1080/13504851.2019.1644438.
21. Kucel A., Molina I.F., Raya J.M. Over-education and its opportunity cost in Japan // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 17, No. 2. Pp. 299–312. DOI 10.1007/s12564-016-9427-8.
22. Kelly E., O’Connell P.J., Smyth E. The economic returns to field of study and competencies among higher education graduates in Ireland // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29, No. 4. Pp. 650–657. DOI 10.1016/j.econedurev.2009.11.001.
23. Green F., McIntosh S. Is there a genuine underutilization of skills amongst the over-qualified? // Applied Economics. 2007. Vol. 39, No. 4. Pp. 427–439. DOI 10.1080/00036840500427700.
24. Rossen A., Boll C., Wolf A. Patterns of Overeducation in Europe: The Role of Field of Study // IZA Journal of Labor Policy. 2019. Vol. 9, No. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://content.sciendo.com/view/journals/izajolp/9/1/article-20190003.xml. DOI 10.2478/izajolp-2019-0003.
25. Robst J. Education and job match: The relatedness of college major and work // Economics of Education Review. 2007. Vol. 26, No. 4. Pp. 397–407. DOI 10.1016/j.econedurev.2006.08.003.
26. Carroll D., Tani M. Over-education of recent higher education graduates: New Australian panel evidence // Economics of Education Review. 2013. Vol. 32. Pp. 207–218. DOI 10.1016/j.econedurev.2012.10.002.
27. Verhaest D., Van der Velden R. Cross-country Differences in Graduate Overeducation // European Sociological Review. 2013. Vol. 29, No. 3. Pp. 642–653. DOI 10.1093/esr/jcs044.
28. Bernard J. Rural quality of life – poverty, satisfaction and opportunity deprivation in different types of rural territories // European Countryside. 2018. Vol. 10, No. 2. Pp. 191–209. DOI 10.2478/euco-2018-0012.
29. Rerat P. Highly qualified rural youth: why do young graduates return to their home region? // Children’s Geographies. 2014. Vol. 12, No. 1. Pp. 70–86. DOI 10.1080/14733285.2013.850849.
30. Park J. Overqualification Among Aboriginal Workers in <st1:country-region w:st="on"><st1:place w:st="on">Canada</st1:place></st1:country-region> // The International Indigenous Policy Journal. 2018. Vol. 9, No. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ir.lib.uwo.ca/iipj/vol9/iss1/2 DOI 10.18584/iipj.2018.9.1.2.
31. Buchel F., Battu H. The theory of differential overqualification: does it work? // Scottish Journal of Political Economy. 2003. Vol. 50, No. 1. Pp. 1–16. DOI: 10.1111/1467-9485.00251.
32. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный? // Российский работник: образование, профессия, квалификация. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. С. 240–292.
33. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13, № 2. С. 172–216.
34. Капелюшников Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Часть II // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 120–147. DOI: 10.32609/0042-8736-2012-3-120-147.
35. Кюи Н.Е. Образование, выбор категории профессиональной занятости и заработная плата в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 12, № 3. С. 365–399.
36. Vasiakina M., Robone S. Education-job mismatch as a determinant of health: Evidence from the Russian Federation // Rivista Italiana di Economia Demografia e Statistica. 2018. Vol. 72, No. 4. Pp. 101–112.
37. Варшавская Е.Я. Российские работники с высшим образованием: анализ образовательных специальностей // Вопросы статистики. 2016. № 9. С. 65–74.
38. Варшавская Е.Я., Котырло Е.С. Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 98–128. DOI 10.17323/1814-9545-2019-2-98-128.
39. Стукен Т.Ю. Качество занятости выпускников на региональных рынках труда // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 33–39. DOI 10.21603/2500-3372-2018-2-33-39.
40. Акатьев Ю.В., Лысак И.А. Современный аграрный труд и отношение к нему // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 69–70.
41. Herrera J., Merceron S. Underemployment and Job Mismatch in Sub-Saharan Africa // Urban Labor Markets in Sub-Saharan Africa / Edited by F. Roubaud, P. de Vreyer. Washington DC: The World Bank, 2013. Pp. 83–107.
42. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д., Чистякова О.А. О востребованности бухгалтеров на сельском рынке труда: реалии, причины, последствия // Вестник НГИЭИ. 2020. № 6. С. 88–100.
43. Machin S., Marie O., Vujic S. The Crime Reducing Effect of Education // The Economic Journal. 2011. Vol. 121, No. 552. Pp. 463–484. DOI 10.1111/j.1468-0297.2011.02430.x.
44. Hjalmarsson R., Holmlund H., Lindquist M.J. The Effect of Education on Criminal Convictions and Incarceration: Causal Evidence from Micro‐data // The Economic Journal. 2015. Vol. 125, No. 587. Pp. 1290–1326. DOI 10.1111/ecoj.12204.
45. Cowell A.J. The relationship between education and health behavior: some empirical evidence // Health Economics. 2006. Vol. 15, No. 2. Pp. 125–146. DOI 10.1002/hec.1019.
46. Dee T.S. Are there civic returns to education? // Journal of Public Economics. 2004. Vol. 88, No. 9–10. Pp. 1697–1720. DOI 10.1016/j.jpubeco.2003.11.002.
47. Martins P.S., Jin J.Y. Firm-level social returns to education // Journal of Population Economics. 2010. Vol. 23. Pp. 539–558. DOI 10.1007/s00148-008-0204-9.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новосибирской области в рамках научного проекта № 19-410-540003 «Сельский рынок труда в Новосибирской области: современное состояние и проблемы развития».
Информация об авторах
Капелюк Сергей Дмитриевич
Кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры теоретической и прикладной экономики Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия (630087, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 26); ORCID 0000-0002-4175-8227; e-mail: skapelyuk@bk.ru.
Лищук Елена Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия (630087, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 26); ORCID 0000-0002-0188-5993; e-mail: pscience@sibupk.nsk.su.
Для цитирования
Капелюк С.Д., Лищук Е.Н. Масштабы несоответствия образовательного уровня работников сельскому рынку труда // Journal of Applied Economic Research. 2020. Т. 19, № 3. С. 370--397. DOI: 10.15826/vestnik.2020.19.3.018.
Информация о статье
Дата поступления 20 мая 2020 г.; дата поступления после рецензирования 15 июля 2020 г.; дата принятия к печати 3 сентября 2020 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.3.018
Скачать полный текст статьи:
~915 кБ, *.pdf
(Размещен
05.10.2020)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte