Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 336.2; 336.02
Оценка фискальной и социальной эффективности реформирования индивидуального подоходного налогообложения в России
Е.В. Балацкий 1,2, Н.А. Екимова 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
Аннотация
Начатая в 2021 г. реформа индивидуального подоходного налога (налога на доходы на физических лиц – НДФЛ), состоящая во введении прогрессивной шкалы со ставкой в 15 % на доходы россиян свыше 5 млн руб. в год вместо установленных ранее 13 %, предполагает предварительную экономическую оценку. Цель статьи состоит в разработке и апробации аналитических коэффициентов для оценки фискальной и социальной эффективности реформы подоходного налогообложения. Проверяется работоспособность гипотезы «расщепления» фискального и социального эффекта от налоговой реформы на глобальную и локальную составляющие. Для этого вводятся глобальные (макроэкономические) и локальные (отраслевые, проектные) индикаторы эффективности. В качестве глобальной фискальной эффективности предлагается использовать отношение дополнительного бюджетного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ к государственным расходам (расходная часть консолидированного бюджета). Если полученная величина дополнительного бюджетного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ больше 1 % валового внутреннего продукта (ВВП), то проводимая реформа обладает свойством глобальной фискальной эффективности; в противном случае фискальный эффект от реформы считается незначительным. Аналогичным образом вводится понятие глобального индикатора социальной эффективности в виде доли величины изменения коэффициента фондов до и после налоговой реформы к изначальной величине коэффициента фондов. Тогда можно пользоваться следующим эвристическим правилом: если коэффициент фондов после введения прогрессивной шкалы НДФЛ изменяется больше чем на 25 % по сравнению с его величиной до проведения реформы, то и сама налоговая реформа обладает свойством глобальной социальной эффективности; в противном случае социальный эффект от реформы считается незначительным. Если же полученный дополнительный доход от реформы позволяет кратно увеличить социально значимые направления национального проекта «Здравоохранение», то реформа обладает свойством локальной социальной и фискальной эффективности. Проведенные расчеты с использованием данных международной базы World Inequality Database позволили сделать следующие выводы. Начатая реформа НДФЛ не обладает свойствами глобальной фискальной и социальной эффективности, но имеет значение для принципиального ускорения национального проекта «Здравоохранение», что позволяет говорить о ее локальной социальной и фискальной эффективности. Предложенный аналитический инструментарий может быть использован в системе государственного регулирования при проектировании налоговых реформ. Обосновывается тезис о плодотворности маркирования налоговых поступлений для контроля их последующего целевого расходования.
Ключевые слова
прогрессивное налогообложение; бюджет; эффективность; налоги; диагностика; институты
JEL classification
H240Список использованной литературы
1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Макрооценка эффекта от введения прогрессивной шкалы НДФЛ // Муниципальная академия. 2020. № 3. С. 80–88.
2. Tanzi V. Fiscal Policies in Economies in Transition. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 1992. 359 p.
3. Burgess S., Stern N. Taxation and Development // Journal of Economic Literature. 1993. Vol. 31, No. 2. Pp. 762–830.
4. Cheasty A., Davis J. Fiscal Transition in Countries of the Former Soviet Union: An Interim Assessment // Economic Policy in Transitional Economies. 1996. Vol. 6. Pp. 7–34. DOI: 10.1007/BF02430962.
5. Dabrowski M., Tomczynska M. Tax Reforms in Transition Economies – A Mixed Record and Complex Future Agenda // SSRN Electronic Journal. CASE Network Studies and Analyses. 2001. No. 231. DOI: 10.2139/ssrn.1440219.
6. Hagemann R.P., Jones B.R., Montador B.R. Tax Reform in OECD Countries: Economic Rationale and Consequences // OECD Economics Department Working Papers. 1987. No. 40 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.oecd-ilibrary.org/docserver/082177701741.pdf.
7. Agell J., Englund P., Sodersten J. Tax Reform of the Century – The Swedish Experiment // National Tax Journal. 1996. Vol. 49, No. 4. Pp. 643–664.
8. Lodin S.O. The Swedish Tax System and Inverted Imputation. European Taxation, 1996. 166 p.
9. Синельников-Мурылев С., Баткибеков С., Кадочников П., Некипелов Д. Оценка результатов реформы НДФЛ в России // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 61–77.
10. Allingam M.G., Sandmo A. Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics. 1972. Vol. 1, Issue 3-4. Pp. 323–328. DOI: 10.1016/0047-2727(72)90010-2.
11. Srinivasan T.N. Tax Evasion: A Model // Journal of Public Economics. 1973. Vol. 2, Issue 4. Pp. 339–346. DOI: 10.1016/0047-2727(73)90024-8.
12. Yitzhaki S. A Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics. 1974. Vol. 3. Pp. 201–202. DOI: 10.1016/0047-2727(74)90037-1.
13. Pickhardt M., Seibold G. Income Tax Evasion Dynamics: Evidence from an Agent-Based Econophysics Model // Journal of Economic Psychology. 2014. Vol. 40. Pp. 147–160. DOI: 10.1016/j.joep.2013.01.011.
14. Lee K. Morality, tax evasion, and equity // Mathematical Social Sciences. 2016. Vol. 82. Pp. 97–104. DOI: 10.1016/j.mathsocsci.2016.05.003.
15. Mirrlees J.A. An Exploration in the Theory of Optimum Income Taxation // Review of Economic Studies. 1971. Vol. 38, Issue 2. Pp. 175–208. DOI: 10.2307/2296779.
16. Смирнов Р.О. Моделирование выбора параметров шкалы подоходного налога // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2011. Вып. 4. С. 141–148.
17. Давнис В.В., Родин В.А. Модель неравномерной шкалы налогообложения и примеры ее возможного использования // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 3 (75). С. 8–19. DOI: 10.17308/meps.2016/3/1407.
18. Балацкий Е.В., Екимова Н.А.Сравнительные характеристики прогрессивной и плоской шкалы подоходного налога// Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10, № 3. С. 102–122. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.3.102-122.
19. Heathcote J., Storesletten K., Violante G.L. Optimal tax progressivity: an analytical framework // Quarterly Journal of Economics. 2017. Vol. 132, No. 4. Pp. 1693–1754. DOI: 10.1093/qje/qjx018.
20. Васильев В.C., Соколов М.М. Налоговые реформы Р.Рейгана и Д. Трампа: эволюция приоритетов // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 8 (584). C. 5–25. DOI: 10.31857/S032120680000356-5.
21. Wu C. More unequal income but less progressive taxation // Journal of Monetary Economics. 2021. Vol. 117. Pp. 949–968. DOI: 10.1016/j.jmoneco.2020.07.005.
22. Chen S.-H. Inequality-growth nexus under progressive income taxation // Journal of Macroeconomics. 2020. Vol. 65, article 103234. DOI: 10.1016/j.jmacro.2020.103234.
23. Лебедев В.В., Лебедев К.В.О применении уравнения Ферхюльста для анализа дифференциации денежных доходов населения России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3, № 6. С. 218–223.
24. Гречаный С.А., Родин В.А. Коэффициент Рейнбоу и возможности введения прогрессивного налога в России // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. 2008. № 2. C. 44–47.
25. Тищенко А.С. Исследование влияния подоходного налога на структуру расходов населения на основе моделирования. Автореферат дисс… канд. экон. наук. Москва, 2008. 20 с.
26. Винокурова Т.П. Налоговый риск: экономическая сущность, методики анализа и оценки, направления их совершенствования // Экономика и управление. 2012. № 4. C. 103–110.
27. Ласкина Л.Ю., Власова М.С. Налоговый риск как составная часть предпринимательского риска // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 1. C. 121–130.
28. Егорова О.Я., Смирнова Е.Е. Управление налоговыми рисками в компании в условиях экономической нестабильности // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2015. № 2 (21). С. 92–99.
29. Macijauskas L., Maditinos I.D. Looking for Synergy with Momentum in Main Asset Classes // European Research Studies Journal. 2014. Vol. XVII, No. 3. Pp. 3–16. DOI: 10.35808/ersj/422.
30. Polemis M. Panel Data Estimation Techniques and Mark Up Ratios // European Research Studies Journal. 2014. Vol. XVII, No. 1. Pp. 69–84. DOI: 10.35808/ersj/411.
31. Lykova L.N. A return to progressive personal income tax in the Russian Federation: some estimations // Journal of Tax Reform. 2018. Vol. 4, No. 2. Pp. 174–187. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.2.051.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства Российской Федерации Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации на 2021 год по теме «Технологические, структурные исоциальные факторы долгосрочного экономического роста» (АААА-А19-119080990043-0).
Информация об авторах
Балацкий Евгений Всеволодович
Доктор экономических наук, профессор, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, главный научный сотрудник Лаборатории математической экономики Центрального экономико-математического института РАН, г. Москва, Россия (125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0002-3371-2229; e-mail: evbalatsky@inbox.ru.
Екимова Наталья Александровна
Кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия (125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0001-6873-7146; e-mail: n.ekimova@bk.ru.
Для цитирования
Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Оценка фискальной и социальной эффективности реформирования индивидуального подоходного налогообложения в России // Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20, № 2. С. 175-193. DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.2.008.
Информация о статье
Дата поступления 4 марта 2021 г.; дата поступления после рецензирования 12 апреля 2021 г.; дата принятия к печати 10 мая 2021 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2021.20.2.008
Скачать полный текст статьи:
~534 кБ, *.pdf
(Размещен
28.06.2021)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte