Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 332.05
Факторы роста доходов от исследовательской деятельности в вузах Российской Федерации
М. А. Юревич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
Аннотация
Теоретические концепции современного университета уделяют большое внимание оценке финансовой результативности научной деятельности. Привлечение бюджетного финансирования НИОКР ассоциируется с созданием и укреплением научного потенциала, и во главу угла ставятся приращение научных знаний, а не их практическое применение. Выполнение исследований по заказу частного сектора олицетворяет собой вклад вуза в удовлетворение потребностей реального сектора экономики или «рыночную» стоимость накопленного потенциала. В российской управленской практике оба этих критерия стали частью регулярной оценки эффективности деятельности вузов наравне с множеством других параметров, характеризующих успешность вузов в достижении ориентиров научного развития. Цель исследования – выявление позитивных и негативных факторов роста доходов российских вузов от проведения НИОКР. Фундаментальная гипотеза – присутствие прямой зависимости между доходами вузов от проведения НИОКР и приоритетными направлениями государственной научно-технической политики в отношении вузов, включая наращение публикационной активности, укрепление кадрового потенциала и формирование инновационной инфраструктуры. Информационную базу исследования составили результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования России за 2016–2022 гг. по 590 учреждениям. Финансовая результативность исследовательской деятельности вузов оценена при помощи трех показателей: удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации; объем внебюджетных доходов от НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника; доля внебюджетных средств в доходах от научных исследований и разработок. Для оценки статической значимости связей применен инструментарий регрессионного анализа панельных данных. Основной вывод проведенного исследования состоит в доказательстве взаимной увязки векторов научного развития вузовского сектора, которые задавались на государственном уровне в последние 10 лет. Ориентация на укрепление университетской науки в купе с интенсификацией сотрудничества с реальным сектором экономики синхронизировалась с задачами роста публикационной активности, материального обеспечения ученых, обновления приборной базы, возведения научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова
университет; вузовская наука; публикационная активность; квалификация научных кадров; инновационная инфраструктура.
JEL classification
I23, I25, I28Список использованной литературы
1. Etzkowitz H. The second academic revolution: The role of the research university in economic development // In: The Research System in Transition / Edited by S.E. Cozzens, P. Healey, A. Rip, J. Ziman. NATO Science Series D: Behavioural and Social Sciences. Vol. 157. Springer <st1:place w:st="on"><st1:city w:st="on">Dordrecht</st1:city></st1:place>, 1990. Pp. 109–124. DOI: 10.1007/978-94-009-2091-0.
2. Altbach P.G. The past, present, and future of the research university // In: The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities / Edited by P.G. Altbach, J. Salmi. Washington, D.C.: The World Bank, 2011. Рр. 11–32. DOI: 10.1596/9780821388051_CH01.
3. Baker D. Mass higher education and the super research university // International Higher Education. 2007. No. 49. Pp. 9–10. DOI: 10.6017/ihe.2007.49.7991.
4. Guerrero M., Urbano D. The development of an entrepreneurial university // The Journal of Technology Transfer. 2012. Vol. 37, Issue 1. Pp. 43–74. DOI: 10.1007/s10961-010-9171-x.
5. Etzkowitz H. Anatomy of the entrepreneurial university // Social Science Information. 2013. Vol. 52, Issue 3. Pp. 486–511. DOI: 10.1177/0539018413485832.
6. O’Reilly N.M., Robbins P., Scanlan J. Dynamic capabilities and the entrepreneurial university: a perspective on the knowledge transfer capabilities of universities // Journal of Small Business & Entrepreneurship. 2019. Vol. 31, Issue 3. Pp. 243–263. DOI: 10.1080/08276331.2018.1490510.
7. Rubens A., Spigarelli F., Cavicchi A., Rinaldi C. Universities’ third mission and the entrepreneurial university and the challenges they bring to higher education institutions // Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. 2017. Vol. 11, Issue 03. Pp. 354–372. DOI: 10.1108/JEC-01-2017-0006.
8. Salmi J. The road to academic excellence: Lessons of experience // In: The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities / Edited by P.G. Altbach, J. Salmi. Washington, D.C.: The World Bank, 2011. Pp. 323–347. DOI: 10.1596/9780821388051_CH11.
9. Secundo G., Elena-Perez S., Martinaitis Z., Leitner K.-H. An Intellectual Capital framework to measure universities' third mission activities // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. Pp. 229–239. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.12.013.
10. della Volpe M. Entrepreneurial university and business education: Towards a network model // International Journal of Business and Management. 2018. Vol. 13, No. 3. Pp. 13–27. DOI: 10.5539/ijbm.v13n3p13.
11. Ziyae B., Tajpour M. Designing a comprehensive model of entrepreneurial university in the science and technology parks // World Journal of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. 2016. Vol. 12, Issue 3. Pp. 267–280. DOI: 10.1108/WJEMSD-04-2016-0022.
12. Guerrero M., Urbano D., Gajón E. Entrepreneurial university ecosystems and graduates' career patterns: do entrepreneurship education programmes and university business incubators matter? // Journal of Management Development. 2020. Vol. 39, Issue 5. Pp. 753–775. DOI: 10.1108/JMD-10-2019-0439.
13. Audretsch D.B. From the entrepreneurial university to the university for the entrepreneurial society // The Journal of Technology Transfer. 2014. Vol. 39, Issue 3. Pp. 313–321. DOI: 10.1007/s10961-012-9288-1.
14. Bramwell A., Wolfe D.A. Universities and regional economic development: The entrepreneurial University of Waterloo // Research Policy. 2008. Vol. 37, Issue 8. Pp. 1175–1187. DOI: 10.1016/j.respol.2008.04.016.
15. Nelles J., Vorley T. From policy to practice: engaging and embedding the third mission in contemporary universities // International Journal of Sociology and Social Policy. 2010. Vol. 30, No. 7/8. Pp. 341–353. DOI: 10.1108/01443331011060706.
16. Payne A.A. Measuring the effect of federal research funding on private donations at research universities: is federal research funding more than a substitute for private donations? // International Tax and Public Finance. 2001. Vol. 8, Issue 5. Pp. 731–751. DOI: 10.1023/A:1012843227003.
17. Lanahan L., Graddy-Reed A., Feldman M.P. The domino effects of federal research funding // PloS ONE. 2016. Vol. 11, Issue 6. Article e0157325. DOI: 10.1371/journal.pone.0157325.
18. Hewitt-Dundas N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // Research Policy. 2012. Vol. 41, Issue 2. Pp. 262–275. DOI: 10.1016/j.respol.2011.10.010.
19. Caldera A., Debande O. Performance of Spanish universities in technology transfer: An empirical analysis // Research Policy. 2010. Vol. 39, Issue 9. Pp. 1160–1173. DOI: 10.1016/j.respol.2010.05.016.
20. Berbegal-Mirabent J., García J.L.S., Ribeiro-Soriano D.E. University–industry partnerships for the provision of R&D services // Journal of Business Research. 2015. Vol. 68, Issue 7. Pp. 1407–1413. DOI: 10.1016/j.jbusres.2015.01.023.
21. Payne A.A., Siow A. Does Federal Research Funding Increase University Research Output? // The BE Journal of Economic Analysis & Policy. 2003. Vol. 3, Issue 1. Pp. 1–24. DOI: 10.2202/1538-0637.1018.
22. Abbott M., Doucouliagos H. Research output of Australian universities // Education Economics. 2004. Vol. 12, Issue 3. Pp. 251–265. DOI: 10.1080/0964529042000258608.
23. Lee Y.H. Determinants of research productivity in Korean Universities: the role of research funding // The Journal of Technology Transfer. 2021. Vol. 46, Issue 5. Pp. 1462–1486. DOI: 10.1007/s10961-020-09817-2.
24. Powers J.B. Commercializing academic research: Resource effects on performance of university technology transfer // The Journal of Higher Education. 2003. Vol. 74, No. 1. Pp. 26–50. DOI: 10.1353/jhe.2003.0005.
25. Hottenrott H., Thorwarth S. Industry funding of university research and scientific productivity // Kyklos. 2011. Vol. 64, Issue 4. Pp. 534–555. DOI: 10.1111/j.1467-6435.2011.00519.x.
26. Huggins R., Izushi H., Prokop D. Networks, space and organizational performance: A study of the determinants of industrial research income generation by universities // Regional Studies. 2016. Vol. 50, Issue 12. Pp. 2055–2068. DOI: 10.1080/00343404.2015.1090560.
27. Шмидт Ю.Д., Крохмаль Л.А., Ивашина Н.В. О финансировании государственных заданий вузам на выполнение научно-исследовательских работ // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 2. С. 119–135. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-50-2-6.
28. Челомбитко А.Н. Влияние бережливого производства на основные результаты деятельности вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 100–115. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.038.
29. Корчагина И.В. Доходы опорных университетов России: динамика и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 141–157. DOI: 10.15826/umpa.2021.02.020.
30. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Дулгуун Б. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы // Теория и практика общественного развития. 2018. Т. 126, № 8. С. 81–87. DOI: 10.24158/tipor.2018.8.15.
31. Sandler D.G., Gladyrev D.A. Factors Influencing on Extra Budgetary Income of Leading Russian Universities: Econometric Analysis // Economic Consultant. 2020. Vol. 30, No. 2. Pp. 36–47. DOI: 10.46224/ecoc.2020.2.4.
32. Юревич М.А. Глобальная трансформация высшего образования: от традиционного к предпринимательскому университету // Journal of Applied Economic Research. 2021. Т. 20, № 3. С. 560–581. DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.3.022.
33. Карелина И.Г., Соболев А.Б., Сорокин С.О. Мониторинг деятельности образовательных организаций – инициатива системных изменений в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 37–46.
34. Ivanov V.V., Libkind A.N., Markusova V.A. Publication activity and research cooperation between higher education institutions and the Russian Academy of Sciences // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 84, No. 1. Pp. 28–34. DOI: 10.1134/S101933161401002X.
35. Кулешова А.В., Подвойский Д.Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. Т. 146, № 4. С. 169–210. DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.10.
36. Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 35–46.
37. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России–2021. М.: Буки Веди, 2021. 96 с.
38. Волкова Г.Л., Никишин Е.А. Паттерны межрегиональной мобильности российских ученых и готовность к переездам в будущем // Экономика региона. 2022. Т. 18, № 1. С. 175–192. DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-1-13.
39. Дьяченко Е.Л., Нефедова А.И., Стрельцова Е.А. Наем иностранных ученых в российские научные организации и вузы: возможности и барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5. С. 132–143. DOI: 0.15826/umpa.2017.05.069.
40. Hobbs K.G., Link A.N., Scott J.T. The growth of US science and technology parks: does proximity to a university matter? // The Annals of Regional Science. 2017. Vol. 59, Issue 2. Pp. 495–511. DOI: 10.1007/s00168-017-0842-5.
41. Калюжный К.А. Ресурсный потенциал и результативность использования центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок в 2019 году: результаты мониторинга // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15, № 3. С. 410–440. DOI: 10.33873/2686-6706.2020.15-3.410-440.
42. Lopez L., Weber S. Testing for Granger causality in panel data // The Stata Journal. 2017. Vol. 17, Issue 4. Pp. 972–984. DOI: 10.1177/1536867X1801700412.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства Российской Федерации Финансовому университету на 2022 год по теме: «Формирование в России университетов мирового класса с целью повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования».
Информация об авторах
Юревич Максим Андреевич
Научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия (125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49); ORCID 0000-0003-2986-4825; e-mail: mayurevich@fa.ru.
Для цитирования
Юревич М.А. Факторы роста доходов от исследовательской деятельности в вузах Российской Федерации // Journal of Applied Economic Research. 2022. Т. 21, № 4. С. 795-817. DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.4.028.
Информация о статье
Дата поступления 21 августа 2022 г.; дата поступления после рецензирования 23 сентября 2022 г.; дата принятия к печати 19 октября 2022 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2022.21.4.028
Скачать полный текст статьи:
~791 кБ, *.pdf
(Размещен
10.12.2022)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte