Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 338.2
Влияние дизайна спортивного турнира на формирование экономических эффектов (на примере Российской Премьер-лиги)
И. В. Солнцев 1, А. А. Куров 2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
2 Группа компаний Б1, г. Москва, Россия
Аннотация
В современных условиях ограничений спорт продолжает сталкиваться с нехваткой финансирования и часто воспринимается как отрасль, без поддержки которой можно обойтись. Между тем в многочисленных исследованиях доказано, что спорт не только требует существенных вложений, но и формирует целый ряд экономических эффектов. Цель настоящей работы – рассмотреть такой специфичный драйвер экономических эффектов как дизайн турнира и оценить соответствующие эффекты на примере Российской Премьер-лиги (РПЛ). Гипотеза исследования заключается в том, что изменение дизайна турнира РПЛ приводит к росту общей выручки команд-участниц, увеличению объемов потребления в городах проведения матчей и снижению выбросов парниковых газов, что в совокупности формирует основу для идентификации экономических эффектов на уровне страны в целом и для отдельных регионов. В работе рассмотрены три сценария проведения реформ, которые отличаются сделанными допущениями. Авторами разработана расчетная модель, позволяющая количественно оценить экономические эффекты от проведения данных реформ. Основными триггерами является посещаемость матчей РПЛ и ее производные (число гостевых болельщиков, транспортное плечо, пройденное гостевыми болельщиками), а также монетарные метрики: стоимость билетов, стоимость поездки, стоимость углеродной единицы. Эффект от проведения реформы рассчитывается как разница между показателями, достигаемыми в текущем дизайне турнира, и в потенциальных сценариях. Исследование показало, что текущий дизайн РПЛ обладает значительным потенциалом в части экономических эффектов. Так, реализация реформы «Оптимум», которая не требует поиска дополнительных календарных резервов, создаст положительный экономический эффект в размере 479 млн руб. При поиске дополнительных календарных возможностей и реализации сценария «Максимум» эффект составит 932 млн руб. Данное исследование может быть полезно для специалистов по организации спортивных соревнований, руководителей региональных и муниципальных органов власти, а также спортивных лиг и федераций.
Ключевые слова
дизайн турнира; спортивные лиги; экономика спорта; экономика футбола; экономические эффекты.
JEL classification
Z2Список использованной литературы
1. Davies L.E. Sport in the city: Measuring economic significance at the local level // European Sport Management Quarterly. 2002. Vol. 2, Issue 2. Pp. 83–112. https://doi.org/10.1080/16184740208721915
2. Szymanski S. The economic design of sporting contests // Journal of Economic literature. 2003. Vol. 41, No. 4. Pp. 1137–1187. https://doi.org/10.1257/002205103771800004
3. Forrest D., Simmons R. Outcome uncertainty and attendance demand in sport: the case of English soccer // Journal of the Royal Statistical Society: Series D (The Statistician). 2002. Vol. 51, Issue 2. Pp. 229–241. https://doi.org/10.1111/1467-9884.00314
4. Szymanski S. The Economic Impact of the World Cup // Football Economics and Policy. London: Palgrave Macmillan, 2010. Pp. 226–235. https://doi.org/10.1057/9780230274266_11
5. Baade R.A., Matheson V.A. Mega-Sporting Events in Developing Nations: Playing the Way to Prosperity? // South African Journal of Economics. 2004. Vol. 72, Issue 5. Pp. 1085–1096. https://doi.org/10.1111/j.1813-6982.2004.tb00147.x
6. Baade R., Matheson V. Bidding for the Olympics: Fools Gold? // Transatlantic Sport. The Comparative Economics of North American and European Sports / еdited by C.P. Barros, M. Ibrahímo, S. Szymanski. Edward Elgar, 2002. URL: https://www.e-elgar.com/shop/gbp/transatlantic-sport-9781840649475.html
7. Baade R.A., Matheson V.A. The Quest for the Cup: Assessing the Economic Impact of the World Cup // Regional Studies. 2004. Vol. 38, Issue 4. Pp. 343–354. https://doi.org/10.1080/03434002000213888
8. Noll R.G., Zimbalist A. Sports, Jobs, and Taxes: The Economic Impact of Sports Teams and Stadiums // American Political Science Association. 2000. Vol. 94, Issue 1. Pp. 196–197. https://doi.org/10.2307/2586420
9. Lee C.K., Taylor T. Critical reflections on the economic impact assessment of a mega-event: the case of 2002 FIFA World Cup // Tourism Management. 2005. Vol. 26, Issue 4. Рp. 595–603. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2004.03.002
10. Maennig W. One Year Later: A Re-Appraisal of the Economics of the 2006 Soccer World Cup // Hamburg Contemporary Economic Discussions. 2007. No. 10. Pp. 1–20. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1520530
11. Preuss H. FIFA World Cup 2006 and its legacy on tourism // Trends and Issues in Global Tourism 2007 / еdited by R. Conrady, M. Buck. Springer Berlin, Heidelberg, 2007. Pp. 83–102. https://doi.org/10.1007/978-3-540-70905-3_8
12. Cashman R., Horne J. Managing Legacy // Managing the Olympics / еdited by S. Frawley, D. Adair. Palgrave Macmillan London, 2013. Pp. 50–65. https://doi.org/10.1057/9780230389588_4
13. de Nooij M., van den Berg M., Koopmans C. Bread or Games? // Journal of Sports Economics. 2013. Vol. 14, Issue 5. Pp. 521–545. https://doi.org/10.1177/1527002511429825
14. Roberts A., Roche N., Jones C., Munday M. What is the value of a Premier League football club to a regional economy? // European Sport Management Quarterly. 2016. Vol. 16, Issue 5. Pp. 575–591. https://doi.org/10.1080/16184742.2016.1188840
15. Aza R., Baños-Pino J., Canal Domíngez J.F., Rodríguez Guerrero P. The economic impact of football on the regional economy // International Journal of Sport Management and Marketing. 2007. Vol. 2, No. 5-6. Pp. 459–474. https://doi.org/10.1504/IJSMM.2007.013961
16. Bradbury J.C., Coates D., Humphreys B.R. The impact of professional sports franchises and venues on local economies: A comprehensive survey // Journal of Economic Surveys. 2023. Vol. 37, Issue 4. Pp. 1389–1431. https://doi.org/10.1111/joes.12533
17. Davies L.E., Taylor P., Ramchandani G., Christy E. Social return on investment (SROI) in sport: a model for measuring the value of participation in England // International Journal of Sport Policy and Politics. 2019. Vol. 11, Issue 4. Pp. 585–605. https://doi.org/10.1080/19406940.2019.1596967
18. Rottenberg S. The Baseball Players’ Labor Market // Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64, No. 3. Pp. 242–258. http://dx.doi.org/10.1086/257790
19. Neale W.C. The Peculiar Economics of Professional Sports: A Contribution to the Theory of the Firm in Sporting Competition and in Market Competition // The Quarterly Journal of Economics. 1964. Vol. 78, No. 1. Pp. 1–14. https://doi.org/10.2307/1880543
20. Zimbalist A.S. Competitive Balance in Sports Leagues: An Introduction // Journal of Sports Economics. 2002. Vol. 3, Issue 2. Pp. 111–121. https://doi.org/10.1177/152700250200300201
21. Fort R., Maxcy J. Competitive Balance in Sports Leagues: An Introduction // Journal of Sports Economics. 2003. Vol. 4, Issue 2. Pp. 154–160. https://doi.org/10.1177/1527002503004002005
22. Pawlowski T., Nalbantis G. Competitive balance: measurement and relevance // The SAGE Handbook of Sports Economics / еdited by P. Downward, B. Frick, B.R. Humphreys, T. Pawlowski, J.E. Ruseski, B.P. Soebbing. SAGE Publications Ltd, 2019. Pp. 154–162. doi.org/10.4135/9781526470447
23. Sziklai B.R., Biró P., Csató L. The efficacy of tournament designs // Computers & Operations Research. 2022. Vol. 144. 105821. https://doi.org/10.1016/j.cor.2022.105821
24. Dagaev D., Suzdaltsev A. Competitive intensity and quality maximizing seedings in knock-out tournaments // Journal of Combinatorial Optimization. 2018. Vol. 35, Issue 1. Pp. 170–188. https://doi.org/10.1007/s10878-017-0164-7
25. Csató L. Optimal Tournament Design: Lessons from the Men’s Handball Champions League // Journal of Sports Economics. 2020. Vol. 21, Issue 8. Pp. 848–868. https://doi.org/10.1177/1527002520944442
26. Humphreys B.R. Alternative Measures of Competitive Balance in Sports Leagues // Journal of Sports Economics. 2002. Vol. 3, Issue 2. Pp. 133–148. https://doi.org/10.1177/152700250200300203
27. Scelles N., Durand C., Bonnal L., Goyeau D., Andreff W. Competitive balance versus competitive intensity before a match: is one of these two concepts more relevant in explaining attendance? The case of the French football Ligue 1 over the period 2008–2011 // Applied Economics. 2013. Vol. 45, Issue 29. Pp. 4184–4192. https://doi.org/10.1080/00036846.2013.770124
28. Haugen K.K. Point Score Systems and Competitive Imbalance in Professional Soccer // Journal of Sports Economics. 2008. Vol. 9, Issue 2. Pp. 191–210. https://doi.org/10.1177/1527002507301116
29. Çavdaroğlu B., Atan T. Determining matchdays in sports league schedules to minimize rest differences // Operations Research Letters. 2020. Vol. 48, Issue 3. Pp. 209–216. https://doi.org/10.1016/j.orl.2020.03.001
30. Loewen C., Wicker P. Travelling to Bundesliga matches: the carbon footprint of football fans // Journal of Sport & Tourism. 2021. Vol. 25, Issue 3. Pp. 253–272. https://doi.org/10.1080/14775085.2021.1932562
31. Pereira R.P.T., Filimonau V., Ribeiro G.M. Score a goal for climate: Assessing the carbon footprint of travel patterns of the English Premier League clubs // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 227. Pp. 167–177. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.04.138
32. Haugen K.K., Heen K.P. Point Score Systems and Cooperative Incentives: The 3-1-0 Curse // Sports (Basel). 2018. Vol. 6, Issue 4. 110. https://doi.org/10.3390/sports6040110
33. Осокин Н.А., ван Риит Д. Телевизионные трансляции крупных футбольных турниров в России: экономические аспекты и потребительские предпочтения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 1. С. 159–185. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2019-41-1-6
34. The Keynesian Multiplier. 1st Edition / еdited by C. Gnos, L.-P. Rochon. London: Routledge, 2000. 224 p. https://doi.org/10.4324/9780203505465
Информация об авторах
Солнцев Илья Васильевич
Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и спортивного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Россия (127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15); ORCID https://orcid.org/0000-0001-9562-8535 e-mail: Ilia.solntsev@gmail.com
Куров Андрей Александрович
Консультант департамента консалтинга, технологий и транзакций группы компаний Б1, г. Москва, Россия (115035, г. Москва, Садовническая набережная, д. 77, строение 1); ORCID https://orcid.org/0009-0004-2118-7465 е-mail: rldbta@gmail.com
Для цитирования
Солнцев И.В., Куров А.А. Влияние дизайна спортивного турнира на формирование экономических эффектов (на примере Российской Премьер-лиги) // Journal of Applied Economic Research. 2024. Т. 23, № 2. С. 304-340. https://doi.org/10.15826/vestnik.2024.23.2.013
Информация о статье
Дата поступления 27 февраля 2024 г.; дата поступления после рецензирования 28 марта 2024 г.; дата принятия к печати 17 апреля 2024 г.
DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2024.23.2.013
Скачать полный текст статьи:
~2 МБ, *.pdf
(Размещен
25.06.2024)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte